Маленькая редакция
Зарядье
Биология, медицина, химия, антропология, робототехника и искусственный интеллект

Биология: растения, рыбы, животные, микроорганизмы
Марта Бяширева
Эльвира Дорофеева – ведущий методист научного центра «Зарядье», рассказала нам о своей локации на фестивале и том, как привлечь внимание людей к науке.
  • Марта:
    Расскажите, что представлено на вашем стенде?
    Эльвира:
    Это уголок с микропрепаратами и минералами от Заповедного посольства парка Зарядье. На «Науке» много приглашенных гостей, но мы функционируем здесь всегда. Тут несколько бинокуляров, под которыми ребята могут посмотреть разные минералы, круглых, непаразитических червей и уксусных угриц. Также у нас стоит микроскоп Axiolab с функцией вывода картинки на монитор. На нем люди смотрят одноклеточные водоросли, инфузории, водных ракообразных. У нас также присутствует микроскоп, выводящий на экран растения. То есть мы смотрим животных, минералы, растения и показываем гостям фестиваля, как работать с микроскопами.
  • Марта:
    Как привлечь внимание людей к науке?
    Эльвира:
    Это очень комплексный вопрос. В школах трудно реализовать научное просвещение на достойном уровне, поэтому нужно повышать общий уровень грамотности. Когда он будет высоким, то у людей появится интерес и к научным дисциплинам.


Рыбы заповедного посольства
Алина Меринова

Мы попросили представителя Института океанологии им. Ширшова РАН рассказать о том, что находится на их стенде:
Здесь представлены в основном глубоководные рыбы либо виды, которые нам показались наиболее интересными в плане формы или биологии.

Из глубоководных рыб самые интересные удильщики, у нас представлено два вида – покрупнее и поменьше. Более крупные – самки, а самцы маленькие.
  • Есть угорь, у него очень крупный рот и совсем маленькие глазки, которыми он ничего не видит, потому что плавает на глубине 7500, а там ориентация уже не с помощью глаз.
  • Из тех, которых публикуют в школьных учебниках – саблезуб. Не глубоководная рыба, но массовый вид (то есть собой образуют целые скопления).
  • Рыбы-топорики – тоже массовый вид, не глубоководные, но светящиеся. Называются «топорики» потому, что если перевернуть – похожи на топор.
  • Слепая камбала. Пресноводная, очень интересная. У неё нет глаз. Живёт, ориентируясь с помощью боковой линии и органов осязания. Такую камбалу ещё называют морским языком из-за внешней схожести.
  • Рыба заог обитает на коралловых рифах. Интересно то, что плавает только за счет грудных плавников, хвост использует как руль, она им никак не отталкивается. А если кто-то захочет на неё поохотиться, то она выпускает яд.
  • Рыба-летучка. Она летает не больше 30 метров со скоростью 40-85 км. в час, максимально в высоту – 5 метров.


Растут ли грибы в океане?
На лекции мы узнали одну из самых интересных тем в биологи — грибы. Хотя на первый взгляд это звучит довольно обычно и даже скучно, но зрители узнали много чего нового. Ольга Петровна рассказала про то, какое место занимает море в микологии - наука о грибах, как связаны пустыня Сахара с кораллами и еще много чего интересного.

Самым интересным моментом лекции стал рассказ о том, что грибы могут жить в океане.
«Кроме глубоководных грибов есть грибы на дне океана. Это очень удивительная история, потому что, когда люди начали бурить морское дно, они обнаружили, что даже там есть другие бактерии. Все думают, что бактерии живут в самых разных экстремальных условиях, но грибы не исключение. Даже при температуре 100 градусов цельсия или на глубинах шести тысяч метров грибы спокойно выживут», — рассказала Ольга Коновалова кандидат биологических наук МГУ.


Растут ли грибы в океане?
Сегодня участники «Маленькой редакции» побывали на лекции об изучении видов подводных грибов и задали Ольге Коноваловой, заместителю руководителя направления научных исследований и разработок Центра морских исследований МГУ имени М.В Ломоносова, пару вопросов по этой теме.
Какие три книги вы бы посоветовали людям, которые хотят углубиться в эту тему?
Я знаю, что есть книга «Таинственная жизнь грибов». Еще, наверное, я бы посоветовала прочитать учебник по морским грибам, но это довольно редкая книжка. Возможно стоит поискать статьи на эту тему, но больше источников нет, потому что она очень малоизученная.
Если бы вы могли любому ученому из любой эпохи задать вопрос, то у кого и что вы бы спросили?
Я бы спросила у Карла Линнея, как он догадался придумать свою бинарную систему.
Что для вас значит наука?
Наука для меня – это получение новых знаний, открытие чего-то нового. Это в любом случае получение новой информации о чем-то существующем в мире: о природе или человеке.


Произвольные и отраженные движения. Где найти свободу воли?
В Зарядье на «Науке 0+» Маленькой редакции удалось задать пару вопросов Николаю Владимировичу Сырову, нейрофизиологу, кандидату биологических наук, старшему сотруднику центра нейробиологии и нейрореабилитации Сколтеха, а также послушать его лекцию «Произвольные и отраженные движения. Где найти свободу воли?».
Лекция была посвящена тому, как нейроученые занимаются изучением движений. Существует такое утверждение, что ещё за пару секунд до того, как мозг осознаёт желание сделать движение, оно уже производится. Так и получается, что все наши действия можно предугадать заранее. Николай Сыров рассказывает про появление новой концепции, согласно которой мозг может планировать всё, что угодно, любые движения, но разрешить ему это сделать можем только мы, с помощью своей силы самосознания. Наложить вето мы можем не всегда: если моторная кора достаточно возбуждена, это будет невозможно.
После Николай Владимирович рассказал про исследование, в котором ученые проверяли активность мозга мыши при помощи инвазивных электродов, которые маленькими иголочками вставляются непосредственно в мозг. Так они смогли собрать активность нервных клеток с нескольких тысяч электродов. Проверяли это так: мышкам надо было выбрать, в какую сторону лабиринта они пройдут, вправо или влево, и таким были выявлены некоторые процессы.
Первый — принятие решения о том, пойти им в правый или левый коридор, второй — непосредственно запуск движений, и третий — получение положительного или отрицательного результата. Оказалось что в процессе решения у мыши активируется огромное количество разных областей мозга: таким образом, мы ещё раз приходим к тому, что в процессе принятия решений участвует огромное количество разных зон мозга

Николай Сыров упоминал и про ложную слепоту, когда глаза абсолютно здоровы, но из-за повреждения зрительной зоны коры теряют перед собой картинку. В доказательство учёный привел пример из книги. Когда проверяли одну незрячую пациентку, к её глазам поднесли ручку и спросили, какого она цвета. В следующий момент женщина выхватила её и стала рассматривать, хотя потом долго утверждала врачу что ручку она не видела. После врач сделал еще один эксперимент: он дал женщине бумажку и попросил просунуть её через ящик, с чем она безусловно справилась. Тогда врач усложнил задачу и попросил сделать то же самое, но предварительно поставив ящик вертикально и не сказав об этом женщине. Пациентка вновь справилась. Этот эксперимент показывает, что подкорковые зоны, которые получают зрительную информацию, могут управлять нашими движениями, могут участвовать не только в ориентации нашего двигательного поведения, но и в таких простых задачах, как ориентировочный рефлекс и координация наших движений, хотя сам процесс не поддается нашему сознанию.

  • Стефания:
    Как вы считаете если ли самосознание?
    Николай:
    Как феномен, да есть.
  • Стефания:
    А с научной точки зрения? Ведь есть рефлексы, которые помогают нам делать что-то заранее, хотим мы этого или нет.
    Николай:
    Я отвечу как нейрофизиолог: в экспериментах нам проще не учитывать этот фактор, а лицензировать, но обязательно до рефлекса, ведь стимул вызывает движение, и мы можем это изучать, ведь это теоретическая основа и мы её знаем.
  • Стефания:
    Какой аспект вашей научной жизни нравится больше всего?
    Николай:
    Больше всего видеть то, как полученные знания работают на практике. К примеру, когда начинаешь работать с пациентами после инсульта и видишь положительный результат.
  • Стефания:
    Как вы поняли что нейрофизиология именно ваша направленность?
    Николай:
    В детстве я очень любил смотреть сериал «Доктор Хаус». Он замотивировал меня, а дальше всё сложилось само собой: поступил в МГУ на биофак, пошёл работать в этом направлении, и мне безумно понравилось.
  • Стефания:
    Финансируют ли работы нейрофизиологии?
    Николай:
    После приставки «нано» появилась приставка «нейро», и был достаточно длительный период, когда в это вкладывались. Не могу сейчас сказать, что все резко прекратилось, нет. Всё равно развитие информационных технологий тесно связано с развитием нейронаук, интерес к сознанию и к мозгу может подкрепляться и с этой стороны, поэтому я думаю, что эта направленность всё еще остаётся перспективной.
Made on
Tilda