Маленькая редакция
История театра МОСТ

«Наша цель – воодушевить зрителя. Именно поэтому мы пользуемся успехом, поэтому к нам возвращаются»
Евгений Иосифович Славутин

В январе 1756 года состоялся показ первого спектакля студенческого театра при Московском Императорском университете. Это было первое публичное театральное представление в Москве на русском языке. МОСТ стал настоящим «островом вечной молодости и свободы в центре шумного города». Не раз Театр бросал вызов эпохе, удивлял своими авангардными постановками и заставлял гореть глаза тех, кто считал себя лишь любителем драматического искусства. Мы пообщались с художественным руководителем Театра МОСТ, Евгением Иосифовичем Славутиным. Он рассказал об особенностях этого места и о том, как бывшие студенты математического, географического и других факультетов покоряют сцену и сердца зрителей.


Кто такой, этот МОСТ?

Театр МОСТ был основан в 1756 году студентами Московского университета.
Первая постановка Театра по пьесе М.А. Леграна «Новоприезжие» состоялась на сцене главного на тот момент здания Московского университета на Красной площади. Открытие театра стало значимым событием не только для студентов, но и для москвичей: это было первое публичное театральное представление в Москве.
До 50-х годов 20 века вход был свободным, однако Ролан Быков, став главным режиссером Студенческого театра МГУ, ввёл цену на билеты. Тогда актеры начали получать первые гонорары. Многие артисты, работавшие под руководством Быкова, приобрели известность, в их числе Ия Саввина и Алла Демидова.

В 1999 году Театр получил статус государственного профессионального и стал называться МОСТ (Московский Открытый Студенческий Театр). Художественный руководитель, Евгений Иосифович Славутин, рассказал нам о том, как это произошло.

Евгений Славутин, худрук театра МОСТ
– После чего Вы поняли, что студенческому театру необходимы перемены?
Мы выросли, стали известным московским театром, рамки Московского университета оказались уже тесноваты. Поэтому, мы решили поменять местоположение и обратились в мэрию Москвы, чтобы они дали нам автономию. Это было непросто: в то время вышло постановление, которое препятствовало появлению новых театров. Однако, мы стали счастливым исключением. Для получения статуса «Московский» были необходимы подписи руководителей округов – около 50 человек. Случилось чудо: они в один день все подписали.

– Как проходила церемония открытия Театра МОСТ?

Признать театром Москвы – признали, а помещения не было. Мы продолжали существовать в Московском университете. На сцене разрезали ленточку в присутствии ректора Виктора Антоновича Садовничего, Сергея Ивановича Калякина, мэра Юрия Михайловича Лужкова. А уже в 2010 году у МОСТа появилась собственная сцена, предоставленная Правительством Москвы.

Несмотря на то, что МОСТ стал государственным театром, он сохранил в себе старые традиции. Присоединиться к труппе может любой студент или выпускник вуза в возрасте до 24 лет включительно. Ребята должны пройти небольшое собеседование с художественным руководителем и его помощниками, после чего «комиссия» примет решение о приеме в коллектив. Обучение в студии бесплатное и длится всего один учебный семестр. После выпускных спектаклей у начинающих артистов есть шанс стать частью труппы.

– По какой методике Вы обучаете артистов?

Тут нет никакой методики. Главное, чтобы приходящие сюда поняли, что театру нужно служить, а не играть ради карьеры и славы. Внешне это выглядит так же, как преподавание в театральном ВУЗе, но здесь не ставят оценки, не проводят экзаменов, здесь учатся просто, потому что нравится.

Мы также взяли комментарий у одного из актеров Театра МОСТ, Ильи Кожухаря, который прошел обучение у Евгения Славутина и сейчас участвует в постановках под его руководством .
– Как проходит репетиция? В чем особенность методики Вашего художественного руководителя?

Мне кажется, самое важное, что делает Славутин, так это всегда напоминает о ценностях, о смыслах. Это не исключительная методика МОСТа, но постоянное обращение к ним очень важно, потому что театр – это пространство, в котором создается смысл. Человек приходит в зрительный зал не для того, чтобы развлечься, для этого есть кино и другие виды перформативного искусства, а для того, чтобы что-то открыть в себе, что-то пережить. Конечно, в театре очень важно говорить на языке каких-то высоких ценностей, и Славутин всеми силами заботится о том, чтобы в наших спектаклях это было.

Актером в Театре МОСТ можно стать вне зависимости от факультета и изучаемого направления. Сегодня на сцене успешно играют выпускники мехмата, физмата, географического факультетов. Да и сам Евгений Славутин защитил кандидатскую диссертацию по физико-математическим наукам. Так что, если вы всю жизнь мечтали играть в театре, но боялись приступить к изучению актерского мастерства, двери МОСТа открыты для вас.

«МОСТ – сочетание двух видов театра: любительского и профессионального. Чтобы попасть в профессиональный театр, нужно окончить вуз, четыре года обучения, а потом ещё четыре года нужно доказывать, что ты актер, и только через восемь лет можно получить права на какие-то средние роли. У нас всё это наоборот. Доказывать ничего не надо, а надо прийти на прослушивание, прочесть стихотворение, басню, прозу, как в профессиональном театральном вузе, но главное – быть праздничным, радостным и увлеченным, а не патологически озабоченным. Большинство поступающих в театральные ВУЗы внутренне угнетены. Оно понятно – конкурс очень большой, хотя и у нас он не маленький, но мы даем ребятам возможность попробовать. Обучение в нашей школе длится всего двенадцать занятий. Ученики получают некий начальный ликбез, но мы ухитряемся объяснить за эти несколько занятий что такое театр и нужен ли он человеку, который к нам пришёл».

Евгений Славутин
Худрук Театра МОСТ

Репертуар Театра МОСТ
Сегодня в репертуаре Театра МОСТ более 20 спектаклей, большинство из которых поставлено по современной классике. Так, почти 40 лет на сцене живет «Счастливый неудачник» – постановка по произведению советского писателя Вадима Шефнера.
«Счастливый неудачник» – лауреат международных театральных фестивалей.

В чём секрет успеха этого спектакля?

Во-первых, повесть Вадима Шафнера хороша. Советую вам её прочитать, как и другие повести этого автора. Его считают поэтом, но, на самом деле, он прозаик, причем замечательный, с юмором. Во-вторых, мне было интересно превратить эту повесть в пьесу. Повоевав с собственными мыслями, я решил сделать так называемый подарок Шефнеру. Можно сказать, для него и ставился этот спектакль. По хорошей литературе можно поставить хорошую вещь. Нам было важно увидеть авторский замысел, своеобразный идеал. Наверное, у нас это получилось. Вадим был доволен. Думаю, в этом и заключается секрет успеха.

Евгений Иосифович стал первым режиссером в мире, который поставил пьесу Венедикта Ерофеева «Вальпургиеву ночь»

Каково это: делать постановки по современной классике?
У меня был тогда очень большой период, лет 10, когда в основном ставил пьесы живых авторов: Татьяны Толстой, Владимира Войновича, Виктора Коркия – список большой. Было интересно посмотреть на их реакцию. Обычно им нравилось, что я делал с их пьесами, хотя далеко не всегда авторам нравятся спектакли по их произведениям. А тут они все единодушно поддерживали постановки.


Начиная профессиональную театральную деятельность еще во времена перестройки, Евгений Славутин поднимал в своём творчестве важные на тот момент проблемы, пытался ответить на философские вопросы. Злободневность спектакля «Чёрный человек, или я бедный Сосо Джугашвили» сделала Славутина известными за рубежом.
– Какую роль в Вашей карьере сыграла постановка «Чёрный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили»? О чем она была?

Этот спектакль сыграл большую роль в моей жизни, так как он имел огромный успех в Москве. Как раз в то время, когда началась перестройка, все театры, которые ставили советские пьесы, потеряли своего зрителя, в силу разных обстоятельств. Эта пьеса в стихах очень смелая для того времени. Надо было решиться поставить такую пьесу при советской власти. Ленин и Сталин в ней не симпатично выглядели. Она произвела сильное впечатление на зрителей не только в Москве, но и за рубежом. Многие газеты мира писали про эту постановку.


- Что именно писали в иностранных СМИ о Вашей постановке?

Писали, что это очень решительный перелом в настроениях, перестройка идёт вперёд. Этого никто не ожидал.


Нам посчастливилось побывать на спектакле «Как важно быть серьезным», поставленном по произведению Оскара Уайльда. Эта легкая и непринужденная комедия вызвала у зрителей восторг.



Анна, студентка филологического факультета

– Каковы ваши впечатления после спектакля?

Хорошо, что есть фраза «нет слов, одни эмоции». Очень удобная (смеется). Вообще не верится, что это непрофессиональные актеры. Восхитительно. У меня аж ладошки болят!

 Как вы нашли этот театр?

Я с самого детства хотела попробовать себя в роли актрисы, но так получилось, что поступила я на филфак, а детская мечта осталась. Я нашла театральную студию как раз-таки от МОСТа. Чтобы начать заниматься, необходимо пройти отбор и посмотреть несколько спектаклей в этом театре. Именно поэтому я здесь. Я вдохновлена! Еще больше хочется начать заниматься.

Карина, студентка театроведческого факультета

– Можно ли назвать Театр МОСТ особенным и почему?

– Особенным его можно назвать в первую очередь потому, что это театр возможностей. То есть, ты мог не учиться никогда на актерском факультете, но при этом заниматься тем, чем всегда хотел. Это место для самовыражения, здесь люди горят любимым делом. Театр МОСТ очень интересный, и он интересен именно своей необычностью.



Актеры Театра МОСТ очень любят это место, для них он стал «некой школой жизни». Мы поговорили с артистами театра Евгением Парфеновым и Леонидом Семёновым.
Евгений Парфенов, факультет "Институт стран Азии и Африки"
-Как Вы попали в Театр МОСТ?

В Театр «Мост» я пришел в 2010 году, когда учился в МГУ на факультете «Институт стран Африки и Азии». С тех пор я окончил Высшую школу сценических искусств Константина Райкина по специальности «актёр».

– Как проходят репетиции по методике Евгения Славутина?

Я бы начал с того, как у нас проходит обучение и как попадают в наш театр. Я являюсь помощником художественного руководителя Евгения Славутина. И мы с ним вместе ведем учебную студию Театра МОСТ. Мы открываем набор в студию каждые полгода. У нас строгое условие: это должны быть студенты не профильных театральных училищ, а обычных вузов, где человек получал бы любую другую специальность и параллельно мог бы заниматься театром. Далее проходит обучение в этой театральной студии. Оно длится полгода, а дальше мы уже смотрим: кто-то попадает в спектакли, мы начинаем активно их туда вводить. Сама методика сформирована так, что двенадцати занятий по воскресеньям бывает достаточно для того, чтобы человек мог выйти на сцену и играть. Понятно, что каждый выпуск спектакля и каждый ввод актеров – это дополнительные полгода обучения, а на сцене уже начинается практика.


– Что вам дал МОСТ как человеку, какие качества привил, чему научил?

Я думаю, всем нам Театр МОСТ стал некой школой жизни, потому что здесь находят единомышленников, очень интересных молодых людей твоего возраста, с которыми ты проходишь путь личностного становления. Формируется художественный вкус, ближний круг общения. Здесь можно вырасти духовно.


Леонид Семенов, географический факультет
– Вы когда-нибудь пробовали играть в других театрах?
Пробовал. Я играю в театре Булгакова.

Чем отличается МОСТ от театра Булгакова?

Отличается разве что какими-то техническими аспектами. МОСТ вообще выделяется тем, что это государственный театр. Театр Булгакова частный, там больше проектная основа. Сюда люди однозначно приходят не потому, что здесь платят или это официальная работа. Для большинства это отдушина.

– Есть ли какие-то плюсы от того, что актеры не профессионалы, а любители?
Такого нет, так как многие у нас профессиональные артисты, многие получили профессиональное образование. Это важно иметь в виду, потому что раньше это был студенческий театр, долго он переформировывался, и сейчас у более половины труппы имеется профессиональное образование. Честно, положа руку на сердце, мне кажется, отличие в людях. Они здесь другие. МОСТ камерный, это отличие от больших театров, очень многие сюда приходят и кайфуют от того, что актеры так близки к зрителям. Но и таких театров много. Также отличие в истории, я думаю. Вот давайте обозначим так. Действительно, отличие в том, как театр возник. Парадоксально то, как из студенческого театра получился городской театр в центре Москвы. Такого прецедента нет. Это исключение из правил.

– Продолжая тему любителей и профессионалов. Художественный руководитель сказал, что вы ждете больше любителей, нежели профессионалов, чтобы как раз таки взрастить в них профессионализм и любовь к искусству. Кого Вы называете любителем и профессионалом?
У Евгения Иосифовича есть это понимание, но, в данном случае, все зависит от того, кто и что вкладывает в эти понятия. Профессионал - это кто? Человек с дипломом? Такие тут есть. Или профессионал – это тот, кто получает за свое дело большие деньги? Кто такой любитель? Для меня это открытый вопрос, не знаю. Мне кажется, мы все любители. В России это довольно популярно, у нас очень часто учатся на одну специальность, а идут работать по другой. У нас страна любителей.


Евгений Иосифович определил цели театра и драматического искусства в целом следующим образом:
«Цель театра в том, чтобы внушать зрителям более оптимистичный взгляд на жизнь. У телевизора, радио это не так получается, они угнетают сознание людей. Спектакль – это праздник, вне зависимости от жанра: трагедии, мелодрамы, комедии. Спектакль – это вера в жизнь. Он не должен быть подавлен какими-то тяжелыми психологическими или политическими обстоятельствами. Проще добиться угнетения зрителя, чем воодушевить. Сейчас театры становятся депрессивными, но это точно не про МОСТ. Поэтому мы пользуемся успехом, поэтому к нам возвращаются».

Авторы: Анна Ремизова, Иван Хлобышев, Ирина Фирсова
Made on
Tilda