26 октября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Медиасуббота для учителей («Актуальные проблемы в медиаобразовании: как научить школьников отличать ложные новости от настоящих») и школьников («Твоя первая полоса: создай свою собственную первую полосу»).

Кристина Мирзоян/Виктория Малушенко/
Тамила Норкулова/Диана Маркушина
Маленькая редакция расспросила участников Университетской субботы об их первых полосах и любимых темах:

Сейчас в медиасреде все чаще обсуждают фальшивые новости, говорят о наличии большого количества недостоверной информации в различных источниках и социальных сетях. Элина Сергеевна Никольская в рамках Университетской среды для учителей рассказала о так называемых фейк-ньюс и ответила на вопросы о том, как обезопасить школьников от лживой информации и научить определять фальшивые новости.
По итогам лекции наш корреспондент Тамила Норкулова расспросила Элину Сергеевну о причинах существования фейк-ньюс, способах доказательства ложности новостей и наличии фейков в фотожурналистике:
Тамила:
Екатерина Андреева, ведущая программы «Время», в своём интервью «BBC: Русская служба» сказала, что появление фейк-ньюс в их программе объясняется тем, что новость выходит молниеносно, им срочно нужно пустить ее в эфир, и они не успевают проверять информацию. Как вы думаете, насколько эта формулировка допустима на федеральном канале?
Элина Сергеевна:
Насколько я знаю, в правилах, действующих на «Первом канале», верстка программы «Время» согласовывается за несколько часов, и там не бывает срочных новостей. Но, безусловно, если у нас случится какое-то супермасштабное событие, оно станет срочной новостью. Однако даже в такой ситуации, все профессиональные журналисты знают, что никогда ничего не нужно утверждать. Именно поэтому мы говорим «по предварительным данным», «по неподтвержденной информации» и так далее. Мы не имеем права заявлять о чем-то неподтвержденном. Поэтому, я думаю, что Екатерина Андреева несколько лукавит.
Тамила:
Как можно убедить представителей старшего поколения, которые сейчас являются чьими-то родителями, бабушками и дедушками, в том, что какие-то новости являются фейковыми?
Элина Сергеевна:
Предоставлять им доказательства.
Тамила:
А если они считают, что эти СМИ наоборот стараются исказить информацию?
Элина Сергеевна:
Убеждать, убеждать и, ещё раз, убеждать. Берёте и проводите собственное расследование - приходите к бабушке и говорите: «Этот факт неверен, вот по этим причинам…»
Тамила:
Бывают ли фейк-ньюс в фотожурналистике и какие например?
Элина Сергеевна:
Безусловно, в фото есть огромное количество ложных новостей. Создаются они, например, через коррекцию фотографий.
Тамила:
Все ли фотографии можно проверить через поиск в «Google.Картинки»?
Элина Сергеевна:
Нет, «Google.Картинки» – это первичный инструмент проверки. Он работает на поиск: вы выясняете, где эта фотография была опубликована, с каким материалом она выходила. А для проверки самих фотографий существуют специальные сервисы и сайты.

Основные тезисы лекции
Что такое «фейк-ньюс»?
Существуют несколько определений:
1. Сфабрикованные новостные материалы, способные ввести аудиторию в заблуждение;
2. Журналистское сообщение, которое содержит недостоверную информацию;
3. Поддельные материалы, созданные в целях популяризации продукта заказчика.
Классификация фейковых новостей:
1. Созданные под влиянием действий человека;
2. Созданные в процессе информационной борьбы между СМИ разных стран;
3. Созданные, ради привлечения аудитории;
4. Созданные в коммерческих целях.
Как отличить ложные новости от настоящих:
1. Сравнить факты в нескольких источниках;
2. Оценить стиль написания новости, проверить на ошибки разного рода;
3. Оценить достоверность СМИ, выпустившего материал;
4. Оценить источники, приведённые в тексте, их количество (должно быть больше двух источников);
5. Оценить иллюстративный ряд (фото, видео и т.д.).

Мы решили узнать мнение гостя Университетской среды о проблеме и о том, чем ей было полезно мероприятие:
Оксана Владимировна Ладугина (участник учительской среды)
«Человеку приходится так или иначе ориентироваться в информационном поле и он, естественно, выбирает новости, которые ему ближе»
Бонус: блиц-опрос участников Медиасубботы на журфаке
Made on
Tilda