26 октября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Медиасуббота для учителей («Актуальные проблемы в медиаобразовании: как научить школьников отличать ложные новости от настоящих») и школьников («Твоя первая полоса: создай свою собственную первую полосу»).

Кристина Мирзоян/Виктория Малушенко/
Тамила Норкулова/Диана Маркушина
Маленькая редакция расспросила участников Университетской субботы об их первых полосах и любимых темах:
О чем будет твоя первая полоса?
Марк: О событиях, произошедших на показе мод.
Дарига и Катя: О жизни снежного барса.
Дульбария: О том, куда можно пойти на выходных.
Виолетта: О крушении Титаника.
Почему ты решил(а) выбрать именно эту тему?
Почему твоя полоса должна понравиться читателям?
Марк: Потому что сейчас это актуально. Сейчас такая молодёжь, которой интересны показы мод и одежда.
Дарига и Катя: Потому что люди любят животных.
Дульбария: Обычно, я не знаю куда идти в выходные, так что это проблема для меня и, думаю, для остальных тоже.
Виолетта: Потому что не все знают некоторые существующие факты, и поэтому я думаю, что людям будет интересно почитать о том, что они не знали.

Сейчас в медиасреде все чаще обсуждают фальшивые новости, говорят о наличии большого количества недостоверной информации в различных источниках и социальных сетях. Элина Сергеевна Никольская в рамках Университетской среды для учителей рассказала о так называемых фейк-ньюс и ответила на вопросы о том, как обезопасить школьников от лживой информации и научить определять фальшивые новости.
По итогам лекции наш корреспондент Тамила Норкулова расспросила Элину Сергеевну о причинах существования фейк-ньюс, способах доказательства ложности новостей и наличии фейков в фотожурналистике:
Тамила:
Екатерина Андреева, ведущая программы «Время», в своём интервью «BBC: Русская служба» сказала, что появление фейк-ньюс в их программе объясняется тем, что новость выходит молниеносно, им срочно нужно пустить ее в эфир, и они не успевают проверять информацию. Как вы думаете, насколько эта формулировка допустима на федеральном канале?
Элина Сергеевна:
Насколько я знаю, в правилах, действующих на «Первом канале», верстка программы «Время» согласовывается за несколько часов, и там не бывает срочных новостей. Но, безусловно, если у нас случится какое-то супермасштабное событие, оно станет срочной новостью. Однако даже в такой ситуации, все профессиональные журналисты знают, что никогда ничего не нужно утверждать. Именно поэтому мы говорим «по предварительным данным», «по неподтвержденной информации» и так далее. Мы не имеем права заявлять о чем-то неподтвержденном. Поэтому, я думаю, что Екатерина Андреева несколько лукавит.
Тамила:
Как можно убедить представителей старшего поколения, которые сейчас являются чьими-то родителями, бабушками и дедушками, в том, что какие-то новости являются фейковыми?
Элина Сергеевна:
Предоставлять им доказательства.
Тамила:
А если они считают, что эти СМИ наоборот стараются исказить информацию?
Элина Сергеевна:
Убеждать, убеждать и, ещё раз, убеждать. Берёте и проводите собственное расследование - приходите к бабушке и говорите: «Этот факт неверен, вот по этим причинам…»
Тамила:
Бывают ли фейк-ньюс в фотожурналистике и какие например?
Элина Сергеевна:
Безусловно, в фото есть огромное количество ложных новостей. Создаются они, например, через коррекцию фотографий.
Тамила:
Все ли фотографии можно проверить через поиск в «Google.Картинки»?
Элина Сергеевна:
Нет, «Google.Картинки» – это первичный инструмент проверки. Он работает на поиск: вы выясняете, где эта фотография была опубликована, с каким материалом она выходила. А для проверки самих фотографий существуют специальные сервисы и сайты.

Основные тезисы лекции
Что такое «фейк-ньюс»?
Существуют несколько определений:
1. Сфабрикованные новостные материалы, способные ввести аудиторию в заблуждение;
2. Журналистское сообщение, которое содержит недостоверную информацию;
3. Поддельные материалы, созданные в целях популяризации продукта заказчика.
Классификация фейковых новостей:
1. Созданные под влиянием действий человека;
2. Созданные в процессе информационной борьбы между СМИ разных стран;
3. Созданные, ради привлечения аудитории;
4. Созданные в коммерческих целях.
Как отличить ложные новости от настоящих:
1. Сравнить факты в нескольких источниках;
2. Оценить стиль написания новости, проверить на ошибки разного рода;
3. Оценить достоверность СМИ, выпустившего материал;
4. Оценить источники, приведённые в тексте, их количество (должно быть больше двух источников);
5. Оценить иллюстративный ряд (фото, видео и т.д.).

Мы решили узнать мнение гостя Университетской среды о проблеме и о том, чем ей было полезно мероприятие:
Оксана Владимировна Ладугина (участник учительской среды)
«Человеку приходится так или иначе ориентироваться в информационном поле и он, естественно, выбирает новости, которые ему ближе»
Как вы считаете, почему появляются фальшивые новости и почему их так много?
В первую очередь, это происходит из-за того, что современным обществом руководит интерес и тяга к развлечениям. В связи с тем, что вокруг очень много информации, человеку приходится так или иначе ориентироваться в информационном поле. Каждый выбирает новости, которые ему ближе. Как было сказано Элиной Сергеевной, новость ложится на субъективные предпочтения, и, даже если она окажется фейковой, но будет красиво упакована, преподнесена так, чтобы мое сознание было готово его принять, я выберу ее и это отразится на моей собственной картине мира.
На ваш взгляд, насколько большая часть общества верит необоснованным новостям?
Знаете, здесь лучше А.С Пушкина никто не скажет. Помните у него была фраза: «Обмануть меня несложно, я сам обманываться рад»? Думаю, она совершенно точно отражает позицию людей.
Можете рассказать, как вы узнали о данном мастер-классе и что вас в нем заинтересовало?
Конечно. Я получила рассылку и увидела информацию об учительской среде. Привлекли и заинтересовали меня два пункта: то, что мероприятие проводится факультетом журналистики МГУ и сама тема «Как научить детей ориентироваться в информационном пространстве».
Какая информация на мастер классе была больше всего полезна для вас?
Безусловно, как учителя, мы сильно сосредоточены на методиках, нам необходимы профессиональные инструменты. В данном случае, само выступление Элины Сергеевны было презентацией методики подачи материала. Важно, как преподаватель построил лекцию, как располагался материал, как делались выводы. И также, хочется отметить, что выданные нам печатные материалы с содержанием главных тезисов и упражнений очень полезны и удобны, я могла получать впечатления от лекции, воспринимать информацию, не беспокоясь о том, что нужно ее для себя законспектировать.
И как же всё-таки научить современных школьников отличать настоящие новости от фальшивых?
Способ научить детей отличать правду от неправды, в новостях в том числе, только один: научить их критически мыслить. В первую очередь, конечно, нужно разговаривать с учениками, говорить на равных и уметь услышать их, показывать разные точки зрения, как было сказано лектором, показывать разнообразие мнений.
Бонус: блиц-опрос участников Медиасубботы на журфаке
Made on
Tilda