5 июля
Бренды, кинематограф, музыка, метавселенные, искусство – третий день РКН 2024

Бренды с душой: как реклама обретает смысл и становится частью национальной идентичности
Автор: Мария Малахова
В ходе сессии «Реклама со смыслами: как реклама бренда может стать символом общенациональной традиции» эксперты обсудили, как меняется реклама, насколько на сегодняшний день она ценностно ориентирована и в каком направлении двигается рекламный рынок.
Открыл дискуссию исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России Валентин Смоляков. По словам эксперта, в последние годы российский рекламный рынок сильно изменился из-за ухода западных брендов, которые транслировали свою повестку.

«Все рекламные агентства в стране, по сути, стали российскими. И российские агентства вместе с российскими рекламодателями на сегодняшний день уже серьезнейшим образом трансформировали рекламу», — сказал спикер.

Александр Алексеев, президент Клуба арт-директоров России (ADCR), высказал предположение, что будущее рекламного рынка за молодыми дизайнерами.

«Я уверен, что все, что сейчас делают современные креаторы — это то, в чем мы будем жить через некоторое количество лет. Они заглянули в себя, в свои семьи, дома, они, может, мыслят не масштабно, но зато так честно и искренне, что мы понимаем, что это будет обязательно масштабироваться», — сказал эксперт.
Референт управления президента РФ по общественным проектам Владимир Костеев отметил, что сейчас в России идет поиск и переосмысление культурного кода и идентичности. И помимо запроса на социальную повестку, нельзя забывать про второй аспект рекламы — она должна продавать.

«Нельзя делать рекламу с правильными смыслами, но скучную. Ее не будут смотреть. Сейчас надо найти золотую середину между смыслами и ценностями, которые закладываются в рекламу, и тем, что она должна приносить не только пользу и развивать, но и выполнять свою главную функцию — содействовать продажам и построению коммуникации бренда», — считает Владимир Костеев.
Антон Молодцов, стратегический директор Arena (группа АДВ), выделил три важных уровня, на которых надо работать рекламным агентствам на сегодняшний день: на уровне мира — отвечать на глобальные тренды, страны — учитывать локальный контент и национальные особенности, человека — отвечать ценностям и потребностям целевой аудитории.

«Выбирая определенную социальную ценность, не надо забывать про креативность, про то, что нужно копаться в теме, находить интересные инсайты, свежие мысли, мы не должны позволять себе рассказывать вещи, которые аудитория уже сто раз видела и слышала», — отметил Антон Молодцов.
Реклама — крупнейшая креативная индустрия, и если вы хотите изменить что-то к лучшему, это можно сделать именно с помощью нее, поскольку здесь невероятное влияние и скорость реакции, а результат виден в кратчайшие сроки.


«Если все герои – это стол с едой, то супергерой – это приторно-сладкий десерт», – художник и сценарист Bubble Comics Евгений Федотов о создании супергероя и этапах его существования
Автор: Мария Корниенко

Любой персонаж начинается с конструкции – создания простого образа. Безоговорочно хороший герой насильственными методами творит добро – это рабочая формула в простой, но яркой форме. Подобных примеров достаточно – зарубежный Бэтмен или российский майор Гром. Изначально последний был записан просто как «детектив», – рассказывает автор комикса Артём Габрелянов.

Но отсутствие человечности в супергероях быстро наскучило авторам и читателям. Так появился второй этап – деконструкция. Здесь происходит перелом классического сюжета-клише.

Евгений Федотов приводит пример: принц целует мертвую принцессу, но она не просыпается! Оказывается, что в его сердце нет любви, поэтому разбудить девушку не удается.

В деконструкции есть нюанс – она невозможна без базы, которую можно переработать, поэтому пропустить первый пункт не получится. Это оказалось проблемой для русской супергероики: когда весь мир был на этапе деконструкции, в России в принципе не было супергероев и деконструировать ещё было нечего.

После слома клише нужен новый выход из старой ситуации – реконструкция.
«Мы переигрываем классику – сначала говорим, что сюжет не работает, а потом переделываем его», – рассказывает сценарист и заканчивает историю о принцессе, заставляя весь зал рассмеяться: девушку будит собака, потому что у нее, в отличие от принца, которого интересует лишь королевство, живет любовь в сердце.
Но и до этого этапа нужно дорасти. Прекрасный пример – Джон Уик, который мстит из-за смерти собаки. Это вроде абсурдно, но работает.

Артём Габрелянов приводит в пример и киновселенную майора Грома:
«Российский полицейский, грубо говоря, навалял в первом фильме Бэтмену, а во втором – Железному человеку. Мы как бы противопоставляем нашего несупергероя американским архетипам. Это и есть реконструкция и деконструкция, только под более необычным и интересным углом».
Евгений и Артём также упомянули, что в СССР и России до супергероев типаж детектива был только у Шерлока Холмса. Тем не менее, в десятых годах произошел бум на сериалы про полицейских, и в том числе полицейских в Питере, а майор Гром создавался примерно в то время.

Евгений Федотов дал комментарий «Маленькой редакции» и рассказал, чем Игорь Гром отличался от того типажа, который был представлен на экранах, и как он «выжил» среди них:
Одна из составляющих успеха майора Грома в том, что он супергеройски деконструирует все эти фильмы. То есть аудитория была прекрасно знакома с историями про то, как работают правоохранительные органы, а мы подкидываем идею о том, что еще можно работать в супергероическом ключе с этим самым героем. Аудитория чаще всего не являлись потребителями этих фильмов. Истории про Дукалиса (прим.ред. персонаж сериала «Улицы разбитых фонарей») они не смотрели, знали просто пару мемов в Интернете, ну, молодежь (улыбается). Но при этом это было им знакомо. Через это они находили ощущение почвы под ногами.

И это как раз решение с той базой, от которой ты отталкиваешься, когда создаешь историю. Потому что это очень комплексная вещь. Вот здесь мы, например, немножечко деконструировали сериалы про ментов.

В рамках супергероики мы реконструировали, например, супергероику американскую, потому что мы сделали, по сути, что-то похожее на Ванпанчмена. То есть Ванпанчмен — это возведенный в абсолют супергерой, а мы отобрали все силы. Он (прим.ред. майор Гром) тоже возведённый в абсолют супергерой, только со знаком «минус»: без суперсил. Таких супергероев тоже много, они существуют. Просто немножко другие. А у нас такой.
«Ника Чайкина – сигма!» – сценарист и продюсер «Майора Грома» Артём Габрелянов о предстоящем сериале о Красной Фурии
В ходе исследования Марии Щербаль выяснилось, что в нашей стране женские герои оказались более популярны и востребованы, чем мужские, пусть и ненамного. Скоро должны стартовать съемки сериала о Красной Фурии. Как вы планируете переработать ее образ для будущего сериала?
— Женщина в наших произведениях должна быть сильной, независимой, активной. Как будет строиться образ Ники Чайкиной можно понять по тому, как мы, например, поработали над образом Юли Пчелкиной в фильме «Майор Гром». Мы пересобрали ее образ, сделали что-то новое, необычное, интересное, тем не менее, знакомое по комиксам, но при этом оно не выглядит как-то оскорбительно или несовременно. Мне кажется, мы еще больше пойдем в сторону углубления образа в сериале.

В ходе сегодняшней дискуссии мы много говорили об архетипах. К какому из них, на ваш взгляд, будет относится Ника Чайкина в сериале?
— Ну, вот мне вот эти архетипы не очень близки, если честно, потому что я их не очень понимаю. Мне больше близки, вот, на двачах, знаете, есть вот эти вот альфа, бета… Ника Чайкина – сигма, мне кажется! (смеется)


Классическому образованию не хватает классической музыки
Авторы: Виктор Бондин, Софья Красильникова
Первая лекция третьего дня РКН носила название «Как классическая музыка стимулирует креативность?»
На ней Дина Кирнарская рассказывала о том, почему образование будущего должно быть тесно связано с искусством.

Мы выделили основные тезисы её выступления:
Эффективное образование
Педагогическое сообщество только сейчас осознаёт, что для образования остро необходимо искусство, т.к. оно, по сути, формирует разум. Мышление складывается с помощью искусства. Когда вы учитесь рисовать или играть на музыкальном инструменте, вы с каждым разом делаете всё меньше ошибок, так как вы тренируетесь, развиваете своё мышление.

Путь к успеху лежит через художественное образование.
Американские профессора выяснили, что, оказывается, все великие люди жившие за последние 100 лет, занимались искусством в детстве. Например, Вуди Аллен до сих пор каждую неделю играет на кларнете.

«Хотите открыть теорию относительности? Играйте на скрипке», — сказала заведующая кафедрой истории музыки РАМ Дина Кирнарская.

Известно, что самые конкурентоспособные нации – это Финляндия и Япония. В школах этих стран сильно развито культурное обучения.

Важность музыки в жизни человека
Ученые выяснили, что даже просто слушая музыку, вы непроизвольно поёте. Это нельзя контролировать. Так как испокон веков люди любили музыку – всегда подпевали, пританцовывали.
Слух спасает нашу жизнь. Да, 90% информации мы получаем через зрение. Но оставшиеся 10% важнее. Слух ориентирует нас – как нам себя вести. Бояться или нет. Музыка нас побуждает, мотивирует. Это единственное искусство, которое может всегда быть с человеком, в любом месте.
Опыт поколений, дух тех времен запечатлен в классической музыке. И слушая её, мы преренимаем его.

Музыка укрепляет межполушарные связи мозга. Через год музыкальных занятий соединительная лента между мозговыми полушариями увеличивается на 25%.
Что нам дают музыкальные упражнения
  • Легче общаться
    В музыке давно сложились некие формулы. Обращение к нижестоящему – призыв. К вышестоящему – просьба. Обращение к равному – игра. К самому себе – медитация.
    Все эти социальные формулы очень узнаваемы в музыкальном искусстве.

    Коммуникация – это источник наших мыслей. Всем нам нужна обратная связь. Какой-то ответ, какая-то реакция. Без этого ничего не рождается в вашей голове.

    Даже шестилетний ребёнок способен понять, как с ним общаются, и может по звучанию распознать, к какой «социальной формуле» относится та или иная мелодия, при этом понятия не имея, что эти формулы вообще существуют. Он просто чувствует это. Музыка – искусство интонированного смысла.

    1
  • Яснее мысли
    Вы сможете яснее понимать подтекст.

    Категоризация – фундамент зрелого мышления. Вы развиваете свою интуицию.
    Искусство старше науки. Умственные навыки, появившиеся в ходе эволюции раньше, должны осваиваться раньше. А те, которые возникли позже, соответственно, должны изучаться позже.

    Задумываясь о тонкостях и различиях в искусстве, вы непроизвольно развиваете свой мозг в естественной для него среде.

    2
  • Моцарт-эффект
    10 минут прослушивания Моцарта улучшают выполнение тестов на пространственное мышление на 10%.

    Музыка Моцарта может произвести некий детокс вашего разума, направить ваши мысли в нужное русло.
    3
«Помимо Моцарта для развития мозга могу порекомендовать Вивальди. У него очень "общительная" музыка. Тото Кутуньо – замечательный итальянский композитор. Джордж Гершвин – великолепная джазовая музыка. Не обязательно слушать именно классическую музыку. Таланты есть во всех жанрах», – заметила Дина Кирнарская.

Сохранение здоровья аудитории или на что будет делаться акцент в будущем киноиндустрии
Авторы: Виктор Бондин, Софья Красильникова
На дискуссии «Киноиндустрия-2027: прогнозы и реалии. Как победить в битве за внимание зрителя?» спикеры обсудили, что происходит в российском кинематографе, какие перспективы на ближайшие три года и как привлечь внимание зрителя.
  • Кто наш сегодняшний зритель?

    В результате исследований, стало ясно: основная аудитория кинотеатра – женская (68%), а также этот пол и молодая аудитория в целом в большей степени довольны потребляемым контентом.
  • Кто сегодня киноман?

    Киноман – это расплывчатое понятие, нет чёткой характеристики. Около трети аудитории смотрит фильмы и сериалы в офлайн-кинотеатрах, а самый востребованный жанр – комедия.
  • Есть ли изменения в киноиндустрии?

    Произошло резкое омоложение аудитории, кино, развиваясь, привело к себе больше детей-зрителей. 80% жителей страны, которые ходят кинотеатры, младше 35 лет – «люди, которые наиболее верны этому досугу». Будет ли это меняться? Сложный вопрос. Лучше смотреть в динамике на это в динамике.

  • Какие прогнозы на 2027 год?

    Гавриил Гордеев, генеральный продюсер онлайн-кинотеатра Okko, директор по развитию нового бизнеса СберМаркетинг, подчеркнул: для киноиндустрии прогноз на три года – это не такой уж и прогноз.
«На данный момент мы думаем дальше, находимся на пути, когда создаются произведения, которые повлияют на 2030-2035 годы. Когда кино будет не просто продаваться, а будет происходить формирование передачи культурного кода следующим поколениям. Продюсеры всегда бились за внимание зрителей, но по факту они все должны сражаться за здоровье гостей. Главное – это то состояние, которое сохраняется у человека после просмотра. Если мы тратим время на просмотр не впустую – здесь и начинается диалог».
Александр Косарим, директор по контенту онлайн-кинотеатра Wink, рассказал, что по данным некоторых исследований, кино – это самый дешёвый способ досуга. В основном люди ходят не чтобы посмотреть фильм, а просто чтобы хорошо провести время с друзьями.

Специально для «Маленькой редакции» спикер дал комментарий относительно того, как происходит отбор произведений из русской литературы для экранизации.
«Обычно это несколько факторов. Первое — должен быть какой-то человек, который горит идеей это сделать. Сама идея, в принципе, ничего не стоит, важна реализация. Если уже есть обёрнутый правильный сценарий, который можно почитать и он действительно крутой, тогда, соответственно, мы на это посмотрим. Плюс вопрос прав, потому что если речь идёт о литературе совсем классической, на которую права уже очищены — с этим проблем нет, но если это авторы, которые ещё живы или по которым есть защита прав, то вопрос общения с родственниками или самим автором часто бывает очень проблематичной историей, потому что не всегда возможно очистить, не всегда можно сделать так, как ты хочешь, и есть очень много тем, которые авторы хотят обойти, и если это, например, биография какого-то человека, то история становится не совсем правдива и тогда с этим есть проблемы».
  • Не блокбастеры?
    В кино необходимо возвращать фильмы, на которые люди могут сходить. Мы постепенно теряем доверие к фильмам-не блокбастерам. Важно понимать: то, что в них нет никакой сенсационной составляющей, не говорит о том, что они хуже. Кинематограф не способен жить одними блокбастерами.
  • Чего хочет зритель?
    Андрей Першин, сценарист, режиссёр рассказал, что ужас в том, что зритель хочет смотреть то, что интересно. Это занимательное должно быть новым. Зритель смотрит то, что наличествует, и выбирает подходящее, а вот необходимость удивить, показать что-то новое – это миссия сценаристов и режиссеров.
    «Если мы хотим повысить уровень производства, нам надо создавать институты, курсы, мастер-классы». Человек, который выбрал эту профессию, должен понимать к чему это приведёт.
  • Какие предпочтения?
    В то время, когда в заказе сериалов доминировало телевидение, было понимание, что нужно. А платформа, как супермаркет: в ней нет жанровых предпочтений. Здесь важнее автор и его аутентичный голос. Сценаристы не отбирают контент, он сам выбирает их.
  • Что важно?
    Для подбора контента была попытка сегментировать аудитории по жанрам. Она оправдалась, но после некоторого времени оказалось, что люди в группах по предпочтениям постоянно меняются. Невозможно предугадать количество приверженцев, например, комедии на ближайшее время – оно непостоянно.
  • Как отбирается контент?
    Илья Бурец, креативный директор онлайн-кинотеатра KION, на этот вопрос дал ответ: «Нет рецепта, всё время поиск, сколько угодно можно проводить исследования, но чёткого ответа нет».

Сквозь метавселенные: перспективы развития популярного концепта
Авторы: Виктор Бондин, Софья Красильникова
Последним мероприятием была дискуссия «МетаКультура: цифровые пространства в реальном мире». На ней спикеры обсудили, что вообще такое метавселенная, в каких задачах подобные технологии могут помочь, а также насколько готовы люди, не погруженные в IT-сферу, к подобной технологической концепции.
Человеку сложно сразу погрузиться в виртуальный мир. Это нужно делать постепенно:
  • 1
    Фиджитал
    Интегрированные коммуникации на стыке физического и цифрового пространств. Использует основные достоинства цифровых и традиционных инструментов.
  • 2
    VR
    Смоделированная реальность, в которой создается иллюзия присутствия пользователя в искусственном мире.
  • 3
    Метавселенная
    Постоянно действующее пространство, объединяющее физическую и цифровую реальность.
    Однако, надо учитывать, что, вероятно, никто в мире до конца не понимает что из себя должна представлять метавселенная.
Сегодня цифровые среды и технологии невероятно разнообразны. Но их использование – это не история о привлечении аудитории к вещам постоянным, таким как Эрмитаж. А об ограниченных по времени мероприятиях, специальных выставках, например.

«На наш взгляд, такое решение, как создание и использование современных технологий и платформ – это возможность выйти на новый уровень производства контента, контента нового уровня, – заявила Анастасия Ярмош, – однако, далеко не всегда нужно VR решение. Зачастую вполне хватает AR (дополненной реальности)».

Современный театральный зритель готов к новым цифровым технологиям, но использует далеко не все. Театры, музеи могут взять на себя дополнительную просветительскую функцию – знакомить людей с новыми технологиями.

По словам Александра Бодрова, вся наша жизнь – игра, так что метавселенную тоже можно считать игрой. Помимо роста технологий растет еще и осознание их пользования. VR и метавселенные неразрывно связаны.

И у VR, как и у метавселенных есть некоторые проблемы. Потому что мало кто понимает, что это вообще такое, как это работает.
Для продуктов виртуальной реальности производится мало контента, и это достаточно дорогая технология для частного пользования. Поэтому на руках у пользователей не так много VR-шлемов или очков, что приводит к тому, что потенциальная аудитория метавселенных очень мала.
В завершение мероприятия, Александр Бодров прокомментировал идею развития крупных игровых площадок в направлении метавселенных:
«Я слабо представляю, что популярные игровые площадки (Steam, EGS, PlayStation Network и проч.) смогут принять вид метавселенных. Как я уже говорил, нет ни одного человека, который понимает, что такое метавселенная, а если кто-то скажет, что понимает, то он врёт либо заблуждается. Определение «метавселенная» только формируется. Как она должна работать, и должна ли она быть единым пространством, как Интернет, или их будет много – метавселенная Steam-a, PlayStation Network, ещё там какие-нибудь метавселенные музеев, театров. На это пока никто не может дать ответа. Всё должно развиваться органично, постепенно. Сейчас VR не так сильно развит, как, возможно, этого хотелось бы, но есть вероятность, что он выстрелит в ближайшем будущем».

После Станиславского. Какое будущее ждёт российский театр?
Автор: Ирина Казанина
Российский театр за всю историю существования имел ошеломительный успех: имена актеров, режиссеров были на слуху не только в стране, но и за её пределами, художественные постановки остаются востребованными и в наши дни, методу Станиславского до сих пор обучают в университетах по всему миру. Но в современных реалиях российский театр столкнулся с рядом вызовов, которые только предстоит преодолеть.
Борьба старого и нового всегда была вызовом для развития театра: продолжать классические традиции или привнести что-то инновационное? Как показала практика Андрея Борисова, генерального директора Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, классика для молодежи остается в приоритете, на нее возвращается зритель. Что касается музыки, к сожалению, активное развитие этой индустрии не распространяется на театр. «Музыка новая есть и её очень много, но не в театре», – говорит спикер. Сложность заключается и в «музыкальных качелях», современная композиция имеет некую последовательность: сначала мелодизм, потом модерн, затем звуки и снова мелодичность. Создать такое непросто, поэтому выдержанная временем классика выигрышнее в этом плане.
Вопрос об инновации театра выводит на бурные дискуссии. Одни считают, что надо сохранять классику, другие активно выступают за модернизацию. По мнению Эдуарда Боякова, художественного руководителя проекта «Новый театр», сравнение этих двух практик крайне некорректно, нельзя их противопоставлять. Русский театр всегда был инновационным. Куда важнее обращать внимание на то, что институт театра прекращает своё существование: есть архитектура, коммерция, но не театр, в который зритель приходит, чтобы получить новую информацию о смысле жизни и душе. Сегодня будущее российского театра очень расплывчато и неопределенно, от исходного прототипа – европейского театра – мы отрезаны, а восточным практикам мы не научены. Сейчас у России запрос на суверенность, которая может дать театру новую жизнь, создать новую эстетику.
С другой стороны смотрит на российский театр его зритель. Как оказалось, у потребителя нет запроса на модернизацию театра, нет интереса к новой эстетике. Сейчас базовая потребность зрителя – эмоциональная терапия искусством. Более того, как бы далеко режиссёры не отходили от литературоцентричности, практика показывает, что люди хотят соприкоснуться с текстом. Театр дает возможность взрослым переосмыслить произведения, которые в чём-то им были непонятны в школьные годы – этим объясняется вечный интерес к классике у зрителя. Интересно, что из-за переизбытка творчества последних лет, обыватель обращается к театру как к экспертному источнику, с желанием отличить искусство от контента, если что-то было сыграно на сцене, поставлено командой профессионалов, то это точно не может быть просто мимолетным развлечением.

О том как менялись запросы потребителя к театру за последние годы рассказала специально для «Маленькой редакции» Яна Музыка, театральный обозреватель телеканала «Культура», автор телеграм-канала «Музыка внутри»:

«Из моих наблюдений, сейчас всё больше, всё чаще люди задаются фундаментальными, глобальными вопросами. Легкая история о том, как девушка гуляла под дождём, как будто бы не то, о чём люди хотят поговорить в театре. Мы видим несколько примеров: Театр Фоменко и их спектакль по “Божественной комедии”, театр “Шалом” делает свою лабораторию, где режиссеры ставят эскизы по Торе, театр “РАМТ” и их спектакль про блокадный Ленинград и про самые предельные темы, которые только могут быть – это тема смерти, тема боли, тема войны. И публика готова к этим серьезным разговорам, потому что мир вокруг ставит нас перед фундаментальными проблемами, каждый из нас сталкивается с настоящими большими вопросами: “А что такое человек? А что такое я? А как оставаться собой в нечеловеческих и очень сложных условиях?”. Может быть не всегда осознанно, но зритель хочет, чтобы театр помог ему разобраться с этими вопросами и помог найти ответы».
Made on
Tilda