4 июля
Культурный код, гейминг, креатив, театр – второй день РКН 2024

Дать новую жизнь. Как повысить креативный потенциал малых городов?
Авторы: Ирина Казанина, Виктор Бондин
В России существует множество городов-туристических центров, которые привлекают к себе внимание из года в год. На их фоне теряются небольшие города, богатые своей культурой, заслуживающей внимания. О том, как вдохнуть в них новую жизнь и как повысить их туристический потенциал, рассказали Дмитрий Кузнецов, Наталья Дукантони, Ксения Полетаева, Фёдор Савинцев, открывшие малым городам России новые возможности.
Дмитрий Кузнецов, генеральный директор частного учреждения культуры сохранения и развития культурных благ и ценностей «Этно-кузня», вместе со своей командой до неузнаваемости изменили Рыбинск, который сегодня привлекает внимание туристов своей уникальностью. Такого успеха удалось достичь привлечением множества спонсоров, креативных художников и вовлечённостью местных властей. Команда не просто воссоздала памятники культуры, но и заменила привычные вывески известных брендов, гипермаркетов и банков на надписи в традиционном русском стиле с использованием дореформенной лексики, что создало атмосферу старого города.

Следующим поделился своим опытом Фёдор Савинцев, автор проекта по восстановлению Мстёры, блогер. Обновление города, населением всего 4500 человек, активно транслируется спикером в социальных сетях. На примере своего кейса блогер рассказал о трудностях, которые препятствуют креативному потенциалу малых городов. Отсутствие инвесторов, незаинтересованность населения стали главными факторами, мешающими развитию Мстёр.

Сегодня существуют проекты, активно развивающие туризм в небольших городах. Но как сохранить интерес к малым городам на долгую дистанцию? Специально для «Маленькой редакции» ответила Наталья Дукантони, руководитель Культурного центра «Лев и вишня», помогающая раскрыть потенциал города Городец:
«Малые города принципиально конкурируют с разными индустриями, кинотеатрами, большими городами, которые в целом представляют свою повестку, поэтому им нужно держаться за свое, не пытаясь подстраиваться под мегаполисы. В малых есть свой вайб — его надо усиливать, а не стараться подражать. Мы другие, и это классно, чтобы было разнообразие стилей жизни и не было такого, что все сливаются в единое пространство».
Кроме финансовых трудностей и проблем с реализацией проекта, приходится договариваться с населением, которое, как оказалось, может препятствовать развитию города из-за вмешательства в его жизнь. Ксения Полетаева, руководитель культурных проектов БФ «ОМК-Участие», привела в пример свою историю – она столкнулась с сопротивлением горожан в Выксе и даже разрушением арт-объектов. Специально для «Маленькой редакции» спикер рассказала, как выстроить диалог с жителями и примирить их с изменениями в городе.

«В первую очередь, людям надо дать присвоить то, что вы делаете. Только инструмент присвоения даёт им опцию дорожить этим. Как присвоить? Пригласить их стать частью творческой команды. Таким образом, они считают это своим делом и начинают беречь изменения, хранить их. Люди хотят хвастаться проектом, хотят про него рассказывать. Мы в Выксе используем этот метод не только со взрослыми, но и с детьми тоже. Например, современная художница-керамистка Екатерина Колотвина сделала проект с детьми, вместе они смастерили керамические плитки и украсили ими школу. Когда есть такая классная штука, они хотят ходить в школу, для них это стимул гордиться, рассказывать: «Это сделал я!» Так мы вступаем в диалог и даем жителям возможность быть не просто молчаливыми созерцателями этого современного искусства, а его неизменной частью. Это действительно долгий процесс с ошибками, запинками, но тем не менее».

Через тернии к играм. Каким должно быть будущее российской игровой индустрии?
Авторы: Ирина Казанина, Виктор Бондин
Во второй день Российской Креативной Недели команда «Маленькой редакции» посетила дискуссию «Основной квест. Как России вернуть и приумножить свои позиции в мировой видеоигровой индустрии». На ней обсуждались проблемы и перспективы отечественного геймдева как в Москве, так и в России в целом.
Дискуссию начал Константин Бучнев, напомнив о том, что мэр Москвы, Сергей Собянин, анонсировал создание видеоигрового и анимационного кластера в Сколково. Там планируется сформировать все необходимые условия, как технические, так и психологические для обеспечения непрерывного цикла разработки игр. Константин Бучнев добавил, что подобная инициатива поможет разработчикам не только развиваться, но и привлекать к своим проектам инвесторов. Это крайне важно для города в разрезе культуры.

Следующей темой дискуссии стало направление инди-разработки, про которое больше всех рассказал Владимир Вареник, генеральный директор и основатель студии Mensa VR и проекта IndieGO. По его словам, IndieGO в 2022 году начинался как серия питчингов, направленных на то, чтобы узнать, сколько способных программистов осталось в Москве после массового оттока специалистов, а также на поддержание их деятельности. По мнению спикера, именно из инди-разработчиков в будущем можно сформировать крупные игровые компании, способные конкурировать на мировом рынке.

«Буду рад, если из команд, которые мы поддерживаем уже 2 года, получатся крутые компании, крутые проекты. Мы хотим, чтобы наших ребят увидел весь мир!», – заявил Владимир Вареник.
Следующей темой для обсуждения стали VR-технологии, и Владимир Вареник поделился инсайдом. Оказывается, компания Meta (признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации) в этом году выпустит новый шлем виртуальной реальности, который будет стоить ещё дешевле, чем Oculus Quest 3. Прогнозируется, что благодаря этому количество пользователей VR-очков сильно возрастёт – это позитивно скажется на студиях, производящих игры для подобных устройств. Специально для нашей редакции Владимир Вареник дал комментарий по этой теме, рассказав о самых популярных VR-играх из России:
«Последние популярные игры в Steam от российских студий – это симулятор паркура STRIDE и Into the Radius, аналог Сталкера в VR. Так, можно сказать, что лучше всего воспринимаются и потребляются аудиторией игры, в которые качественно перенесены механики уже существующих игр на ПК».
Ещё одной темой для дискуссии стало правовое и этическое регулирование игровой индустрии. Об этом рассказала Ирина Гущина, которая заявила, что основные препятствия для разработчиков связаны с иностранными платформами и инвестициями. Однако она заверила, что данные проблемы не замедлили рост отечественной индустрии:

«Может казаться, что какие-то правила перестали работать или стали функционировать иначе. Но это не так», – сказала Ирина Гущина.
На что должны обратить внимание разработчики при создании проекта, чтобы избежать правовых споров
  • Оплата криптовалютой
    По закону, юридические лица в РФ не могут принимать оплату своих услуг в криптовалюте, так как она официально не признана валютой в России. Однако многие российские разработчики этим пренебрегают. И хоть ответственности пока что нет, с криптовалютой равно стоит быть осторожнее.
    1
  • Санкционные запреты
    На ПО, ассеты, необходимые для разработки, могут действовать санкции. Это может существенно усложнить процесс разработки или создать юридические проблемы для студий, обходящих запреты.
    2
  • Пиратство
    Пиратство все еще незаконно и использование иностранной интеллектуальной собственности без официального разрешения со стороны владельца может привести к судебному разбирательству и проблемам.

    3
Позднее Ирина Гущина дала комментарий относительно пиратства:
«Для меня, человека из мира юриспруденции, это аксиоматически плохо. Люди вкладывают время, усилия и деньги, и поэтому они заинтересованы в том, чтобы оставаться полными правообладателями своего продукта, и защищают его от паразитирования других людей или компаний».
В завершение дискуссии Дмитрий Лукин, основатель экосистемы для развития культуры и бизнеса компьютерных клубов Langame, рассказал о том, как изменилось восприятие компьютерных клубов за последние 8 лет. В первую очередь, игры перестали маргинализироваться, отношение к ним поменялось. Люди поняли, что в играх может быть позитивный смысл, что они помогают эффективно донести информацию до современного поколения.
«Компьютерные клубы тоже изменились. Они переросли маргинальные подвальные помещения и стали чем-то гораздо более современным и приятным для человека, не имеющего отношения к играм. Они стали окном в цифровой мир. Люди приходят в компьютерные клубы не только чтобы поиграть, но и чтобы посмотреть сериалы или почитать статьи в интернете».

Поэтому одна из современных задач компьютерных клубов — социализация геймеров.

«Можно провести аналогию с барами, – сказал Дмитрий Лукин, – люди приходят туда и общаются с такими же как они сами, с людьми со схожими интересами».

Спикер также добавил, что, с другой стороны, компьютерные клубы играют роль доступного досуга, так как за 150 рублей ты можешь прийти в компьютерный клуб и поиграть несколько часов. А в наше время, когда у людей не так много свободного времени, им этих нескольких часов хватит, чтобы удовлетворить потребность в отдыхе, развлечении.

Также клубы могут выступать единой цифровой платформой для коммуникации аудитории, что помогает разработчикам понять, какие изменения нужно внести в игру, чтобы игроки проводили за ней больше времени.
После окончания дискуссии Дмитрий Лукин рассказал «Маленькой редакции», как компьютерные клубы могут помочь развитию не только геймдева, но и киберспорта:
«Мы в Langame стараемся понять, что нам нужно доработать в своей экосистеме, чтобы начать развивать офлайн-киберспорт, потому что основной уже долгое время слишком ориентирован на онлайн-события. Киберспорт изначально пошел из старых компьютерных клубов, поэтому даже на уровне концепции они являются очень удобной площадкой для проведения турниров».

Как креативить и не выгорать?
Автор: Виктор Бондин
Как создавать креативный контент? Как генерировать идеи? Что делать, если их нет, а дедлайн уже горит? На все эти вопросы ответили спикеры в ходе дискуссии «Как креативить рекламу: о техниках и секретах генерации идей от тех, кто делает это каждый день».

Во время обсуждения подбора тем для рекламных проектов Анна Просветова, креативный директор Be Creative, поделилась «тремя с половиной» техниками, как справиться с отсутствием идей.
  • «Вспомни про конфетку»
    Не стоит забывать, что вы чаще всего делаете рекламу не для какого-то великого бренда, а для чего-то маленького, обычного. И не будет ничего страшного, если реклама получится плохой. Никто не умрёт. Худшее, что может приизойти – заказчик останется недоволен или вас лишат премии.
    1
  • Забудь об остальных
    Для кого вы делаете свою работу? Если вы загнались, то, скорее всего, в своей голове вы пытаетесь польстить кому-то. Быть может, этого человека даже не существует. Отбросьте эти попытки угодить неизвестно кому. Работайте только на себя. Лучший креатив – креатив, который нравится ВАМ, а не вашему начальнику или вашему другу.

    2
  • «Я могла, но не смогла»
    Иногда надо принять поражение. Признайте, что вы не смогли и спросите себя – что будет, если я не придумаю? Вот, вы, допустим, не получили тендер. Что будет? Вас уволят без денег, опозорят в интернете, возможно. Денег у вас нет, а надо платить ипотеку. И пойдёте вы работать кассиром в условную «Пятёрочку» или дворником. А денег будет не хватать. Тогда вы продадите квартиру и умрете с голоду под мостом. Абсурдно ли это? Разумеется. Когда раскручиваете себя, вы понимаете абсурдность своего страха. Как только вы осознаете это, напряженность уйдёт и вам будет гораздо проще вернуться к работе.

    3
  • «Сними про себя кино»
    Мысленно начните снимать себя со стороны, комментируя происходящее, и придумывая, что будет в будущем. Если вы креативный человек – ваше «кино» никогда не кончится плохо: вы, сами того не ведая, найдёте выход из ситуации и вам полегчает. Ничего не бойтесь, расслабьтесь, и классный креатив обязательно появится.
    3.5
Следующим выступал Пётр Серёдкин, который рассказал, как работать в команде и реализовывать общие идеи.
Надо разобрать идею, что она из себя представляет. Затем определить, что она в себе несёт, какова её ценность. После нужно понять контекст. Наконец, необходимо сформулировать мысль, которую мы хотим донести до потребителя.
Изучите потенциал восприятия потребителя. Представьте, как ваши дети или соседи будут воспринимать вашу идею. Узнайте, вызывает ли ваша идея какую-то эмоцию. Побуждает ли она к целевому действию, ради которого вы и показываете потребителю рекламу.
Найдите образы, которые будут образовывать главную идею. Главная задача — развивать конфликты нарративом.
Адаптируйте идею под канал коммуникации. Нужно узнать, где и как будет показываться реклама. Исходя из этого, вы сможете отредактировать идею под нужную форму. Определите целевые действия, совершение которых можно стимулировать через трансляцию рекламы потребителю.
Максим Пономарёв, сооснователь креативного агенства Friends Moscow, рассказал о стадиях креативного процесса.
Стадии креативного процесса
  • 1
    Погружение
    Изучаем, что за задача перед нами, о чем она.
  • 2
    Генерация
    Собираемся командой, обсуждаем, проводим брейншторм.
  • 3
    Синтез
    Идея возникает спонтанно, например, после пробуждения утром или во время принятия водных процедур. Бессознательное мышление работает гораздо быстрее, чем сознательное, поэтому оно не поддаётся контролю.
  • 4
    Отбор
    Нужно выбрать лучшее из того, что ты придумал.
  • 5
    Артикуляция
    Свою идею нужно рассказать, чтобы её другие люди её поняли и могли с ней работать.
Также спикер поделился креативной техникой, которая поможет добиться нужного результата:
«Ограниченный мир»

1. Придумайте ограничение.
Например, в этом мире больше нет никаких рекламных форматов или вы можете рассказать историю только звуками, не словами. Главное, чтобы вам было «больно» думать. Это заставляет вас мыслить нестандартно.

2. Думайте индивидуально.
Дайте команде 15-20 минут на генерацию идей, чтобы все индивидуально подумали над концепциями, ходами, фишками.

В конце Дмитрий Пономарёв назвал 6 базовых правил, которые нужно соблюдать, при использовании любых креативных техник:
1
Сессия должна длиться не дольше 45 минут.
2
Высказывать идеи нужно сначала поодиночке, а затем все вместе.
3
Не существует дурацких идей. Любая идея может натолкнуть другого человека на ту, которая окажется лучшей.
4
Количество всегда переходит в качество. Никто не знает «как надо» или «как правильно». Не бойтесь предлагать идеи.
5
Хорошая идея всегда должна пугать. В том смысле, что предложить эту идею, допустим, заказчику вам покажется чем-то ужасным. Если идея не вызывает у вас эмоций – отбрасывайте её в сторону.
6
Придумать идею может каждый. Нет каких-то суперлюдей, которые будут генерировать только лучшие предложения. Шедевр может возникнуть в голове у каждого.
В дополнение к своему выступлению Дмитрий Понамарёв рассказал «Маленькой редакции» об одной из самых странных, но эффективных идей в своей карьере:
– Самой дикой, пожалуй, была идея использовать песню Виктора Цоя «Спокойная ночь» в рекламе энергетика. Сами понимаете, песня культовая, и это было безумием — просить разрешение на её использование у сына Цоя. Но он согласился, и концепт выстрелил.

От классики к современному: как меняются ценности зрителя и что он ищет в театре?
Автор: Мария Малахова, Каролина Патеева, Софья Красильникова
В ходе дискуссии на «Российской креативной неделе» эксперты из мира культуры обсудили современный российский театр, какие инновации могут ждать его в будущем, а также поделились своим опытом привлечения зрителя и актуализации драматургии.
По мнению генерального директора музыкального сервиса «Звук» Михаила Ильичева, главное – предложить зрителю качество. Это касается и балета, и драмы, и оперы. «Если с детства слушаешь музыку, интересуешься искусством, то естественно во взрослом возрасте формируется уже планка, определенный вкус», – говорит спикер.
Анастасия Ярмош, первый проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ, вместе с коллегами обнаружила, что знакомство с театром и желание в него возвращаться в большей степени сформировано у тех, кто родился в городах с явно выраженной культурной направленностью.

«Это те, кто родился в старых городах со сложившимися культурными платформами, в которых есть хотя бы один театр. Эти люди сохранили устойчивую привязанность к культурным программам», — отметила спикер.
Проректор также поделилась результатами опроса студенческой аудитории СПбГУ удалось узнать, что некоторые студенты ни разу не были в театре, потому что не знают, как там себя вести и как они должны быть одеты. «Мы сделали очень классный проект "Возьми с собой друга", объединили студентов парами и стали включать в театральную культуру ребят», — поделились Анастасия Ярмош. Также она отметила, что нужно работать со зрителем, который не знаком с культурными программами, ведь в 30 лет его уже никто не приведет в театр.

В завершение выступления Анастасия Ярмош обратила внимание на основную проблему современных постановок по мнению зрителей: не всегда понятно, что хотел сказать автор. Однако, как показывают опросы, люди не оставляют этот вопрос без ответа: они смотрят интервью, слушают подкасты, чтобы пересмотреть сложные спектакли и нащупать авторскую задумку. «Российский зритель — очень культурный, думающий и чуткий, он не хочет, чтобы его развлекали балаганом и считали не глубоким», — подытожила спикер.
Илья Бачурин, генеральный директор ГБУК Москвы «Москонцерт», выдвинул мнение о том, что в новых регионах России потребность в российской культуре огромна, но ей не хватает частной поддержки. Он призвал не забывать про них, потому что там тоже есть площадки, на которых могут выступать артисты. Главный тезис Ильи Бачурина — искусство должно говорить на острые темы.

«Мы можем сколько угодно говорить про форму, на каких площадках мы соберем людей, как мы представим это с элементами новых технологий, но без откровенных разговоров на важные темы мы не увлечем тех людей, которые должны стать глобальной аудиторией театра. Потому что мы не будем совпадать с внутренним ощущением момента».
Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Петровского бала, президент Дрезденского оперного бала, надеется на дальнейшее использование передовых технологий в театре. Он убежден, что новые форматы нужны и привлекательны.

«Российская культура, конечно, одна из самых богатых в мире на традиции и образование. И, конечно, у нее есть своя взыскательная публика. Но теперь мы пытаемся выйти на другие типы аудитории и сделать это с помощью дополнительных форматов. Я думаю, что вопрос в поиске баланса — чтобы мы могли использовать и старый формат, и будущие форматы, в том числе искусственный интеллект».
В завершение дискуссии Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области отметил, что театр должен быть разным и актуальным. При этом не нужно современному зрителю все «делать в лоб». Здесь есть тонкая грань баланса. Существуют очень уместные аналогии, которые можно использовать в современной повестке.

Подытожил мероприятие Андрей Ермак вопросом, на который всему театральному сообществу стоит как можно скорее найти ответ, чтобы сформировать направление, в котором оно будет двигаться в будущем: «Хотим ли мы, чтобы зритель, который понимает театр, ходил туда чаще, или нам нужно, чтобы много людей приходили на постановки, не понимая, что они смотрят?»
После дискуссии мы спросили Илью Бачурина о том, как для него выглядит портрет современного зрителя.
– Если бы у вас была возможность написать пьесу о жизни современного зрителя, какой бы главный конфликт был в этой пьесе?
– Эта пьеса нарушала бы все драматические законы произведения, мне кажется, что там все бы происходило на фоне лютого, бессмысленного и беспощадного безразличия, а дальше можно было бы найти любые темы, которые были бы с этим связаны. В современном мире, имея миллион коммуникаций, человек отстранен от каждой из них в отдельности: ему не близок никто из людей, он часто готов отвернуться от своих родителей, друзья для него — вообще временное понятие. Для меня современный зритель — это человек глубоко безразличный ко всему, что происходит вокруг него и что ему показывают. Иногда он вовлекается эмоционально, но неглубоко, ровно настолько, чтоб выйти из зала и сказать: «Это было круто!» и сразу же переключиться на ленту соцсетей, забыв навсегда про эмоции, которые его накрывали.
На основе мнений спикеров, можно сделать вывод, что российский театр стремится сохранить высокий уровень качества и предложить зрителю интересный и актуальный контент. Новые форматы и инновации играют важную роль в привлечении молодежи и расширении аудитории. При этом необходимо продолжать просветительскую работу в регионах и повышать культурный уровень населения, так как театр остается инструментом продвижения ценностей и формирования идентичности.

В целом, российский театр находится в поиске своего будущего. И главное – оставаться верным своим ценностям, но при этом не бояться экспериментировать и искать новые форматы, чтобы привлечь зрителей всех возрастов и интересов.

Made on
Tilda