3 июля
Игры, мода, музыка, контент – первый день РКН 2024

Русский геймдев: битва бизнеса и креатива. Как меняется рынок и что его ждет
Автор: Виктор Бондин
Одним из самых интересных мероприятий первого дня РКН оказалась дискуссия «Русский геймдев: битва бизнеса и креатива. Как меняется рынок и что его ждет». Началась она с обсуждения насущной проблемы большинства российских игровых компаний — нехватки кадров. Гаухар Алдиярова, глава московского подразделения группы компаний Lesta Games, рассказала, что они очень нуждаются в программистах, аниматорах и художниках. Спрос на них настолько высок, что, со слов спикера, им приходится приходить в старшие классы в поисках талантливых ребят, так как после окончания школы и начала учёбы в университете их быстро нанимают другие студии, IT-компании и госучреждения.
«Нам нужны люди с глубокими фундаментальными знаниями математики и физики. Нужны технари. В России была и есть очень сильная физическая школа. Но спрос на таких ребят настолько высок, что нам приходится искать их на всех курсах университетов и даже в старших классах школ».
Затем дискуссия перешла в другое русло, и её участники заговорили об отношении игроков и самих разработчиков к отечественному геймдеву. Одной из самых интересных оказалась точка зрения Александра Михеева, главы VK Play. По его мнению, ещё пару лет назад веры в наших разработчиков не было. Их фокус был направлен на мировой рынок, в то время как рынок локальный воспринимался как остаточный.

Однако в текущих условиях российские разработчики переориентировались (это не всегда происходило добровольно) на отечественную аудиторию. В ответ игроки стали гораздо более лояльно относиться к нашим создателям игр.

Финальной темой обсуждения стала проблема инвестиций в игровые студии в России. Так как разработка игр занимает довольно много времени, а результат не всегда гарантирован, то инвесторы не горят желанием вкладывать свои деньги в подобные проекты.

В процессе дискуссии Александр Журавлёв, управляющий партнер юридической компании «ЭБР», предложил создать общий банк с материалами для создания игр, чтобы инди-разработчикам (малоизвестные разработчики, которые работают в одиночку или в небольших группах с небольшимм бюджетом) было проще начинать свой путь в этой сфере.

Все участники выразили поддержку этой инициативе, а заместитель генерального директора АНО «ИРИ» Андрей Воронков заявил, что Институт развития интернета активно поддержит эту идею, если она будет реализовываться, так как это будет невероятно выгодно — для разработки будет требоваться гораздо меньше ресурсов, и можно будет сократить выделяемый государством бюджет для студий, разрабатывающих игры по грантам.
После окончания дискуссии Гаухар Алдиярова дала несколько дополнительных комментариев о будущем компаний Lesta Games, специально для нашей редакции:
«Мы планируем активно развивать имеющиеся и создавать новые игровые бренды. На данный момент у нас сформировался своеобразный "триумвират" – "Мир танков", "Мир танков Blitz" и "Мир кораблей". Выпускать одиночные проекты мы не планируем, так как у нас очень много опыта в создании ММО-игр, в которых мы видим больше потенциала для реализации различных творческих идей».

Гендерное разделение контента. Как работать с аудиторией в медиапространстве?
Автор: Софья Красильникова
На первой дискуссии «Медиа 2.0: Как СМИ работают с аудиторией и формируют контент и каналы коммуникации», которую посетила команда «Маленькой редакции», спикеры обсудили тему разделения контента по гендерному принципу и поделились популярными каналами для распространения информации.
Максим Иксанов, генеральный директор медиахолдинга News Media, рассказал, что на сегодняшний день акцент относительно привлечения аудитории делается именно на платформу Telegram. Сейчас новости легче находить именно там, и когда происходит какое-либо событие, то «сумасшедшие цифры» появляются именно на этой платформе.
«На данный момент веб медленно умирает и борьба за трафики на сайтах выглядит довольно жалко. Большие игроки делят между собой битву за трафик — битву за деньги, что является довольно прагматичной, не имеющей отношения к журналистике историей. Сейчас это стало менее интересно: непонятно, кто конкретно прочитал новость, через какой агрегатор сайт попал к человеку и кто этот человек. В этом плане социальные сети дали большие возможности понимать, кто твоя аудитория, и Telegram — это только один из инструментов, есть ещё VK. На сегодняшний день мы, например, делаем ставку на Telegram по  простой причине: в первую очередь, сейчас это лучше всего монетизируется, что стало следствием долгой работы».
Юлия Андрюшова, директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ радио, отметила, что самый главный вопрос, чтобы предоставлять контент, нужный на самом деле — «Чего хочет твоя аудитория вообще?». Необходимо следовать формату унисекс, который будет интересен для всех.
Однако, сейчас, если опираться на статистику радио, между мужчинами и женщинами есть некоторое различие в предпочтениях: у первых вкус формируется уже к 25 годам, а противоположный пол стремится следовать трендам.
Илья Кузьменков, главный редактор радио «Вера», уточнил, что ему и его команде удалось добиться сбалансированной аудитории, равного количества мужчин и женщин, и в этом плане их проект — настоящий феномен. Религиозные СМИ в основном имеют три информационных поля: спасение, семья и общеполитический контекст, что сближает людей.
Должно ли быть разделение контента по гендерам? Оно возможно, но стоит ли? Эти вопросы стали основными в ходе дискуссии. На сегодняшний день достаточно просто понимать, что интересно аудитории. Сознание людей во многом изменилось, и возникает запрос на социальную повестку, а сами новости создаются по факту требований.

«Русский стиль», какой он?
Авторы: Мария Малахова, Ирина Казанина, Софья Красильникова
На второй дискуссии «Код русского стиля: традиции и будущее» спикеры обсудили, что такое русский дух в моде.
Ольга Лазарева, кандидат культурологии, ассоциированный научный сотрудник факультета антропологии, поделилась итогами исследования о «Русском коде», которое провели сотрудники Европейского университета в Санкт-Петербурге. В ходе дискуссии она упомянула, что понятия «культурный код» и «традиции» интерпретируют по-разному. К ним обращаются, чтобы разобраться в себе, выразить свои переживания, и для этих целей традиционный русский костюм оказывается наиболее эффективным. Он выступает не только как выражение культурной принадлежности, но и как инструмент самопознания, потому что обращение к культурному коду — тоже практика рефлексии.

Также Ольга Лазареваотметила, что для каждого дизайнера традиции складываются из личного опыта обращения к историческому прошлому. Например, из просмотренных в детстве фильмов, вдохновляющих иллюстраций или знаний о бытовом укладе. Обобщенное прошлое оказывается не столько про культурное наследие, сколько про то, как оно преломилось в отдельной биографии. Интересно, что дизайнеры часто «распарывают» традицию и обращаются к отдельным ее элементам. Таким образом детали переосмысливаются и становится возможным внедрить некоторые из них в моду.
Ссылаясь в своих коллекциях на историю, культуру, дизайнеры обращаются к тому, что понятно без дополнительных знаний. Однако, по мнению Ольги Лазаревой, традиционный костюм должен быть переосмыслен и адаптирован к современности, иначе одежда будет оторвана от реальности и начнёт восприниматься как музейный экспонат или что-то экзотическое. Сейчас дизайнеры, создавая свои творения, реализуют новый русский стиль, опираясь на собственное восприятие культурного кода.
Варвара Зенина, основатель бренда VARVARA ZENINA, поделилась тем, что при этом дизайнеры вынуждены балансировать между своим переосмыслением традиции и её общепринятым восприятием:

«Частой является ситуация, когда комментаторы в соцсетях высказывают свои предположения, каким должен быть традиционный костюм, и все, что отходит от истории, воспринимается как нарушение системы ценностей и смыслов», — заметила спикер в ходе дискуссии.

Также она отметила, что целевая аудитория дизайнеров, обращающихся к русскому стилю, — это люди, которые хотят носить вещи, произведенные в России, и больше знать о истории своей страны. «Основная цель — сделать так, чтобы эти вещи могли существовать в контексте жизни обычного человека», — резюмировала Варвара Зенина.
Участники дискуссии также отметили: в целом, спрос на русский стиль активно возрастает из-за усталости аудитории от масс-маркета и желания приобщиться к родной культуре. Юлия Музыка, руководитель проекта «Рустрендс», рассказала, что культурный код — понятие, которое намного шире, чем дизайн одежды и косоворотки (мужская рубаха в традиционном русском народном костюме — прим. редакции), это то, что нас объединяет, поведенческие реакции, понятные всем.

Также спикер отметила: богатство культуры — это источник бесконечного вдохновения. Культурный код заложен в каждом, и когда его переосмысливают и переносят на одежду, это вызывает человеческий восторг и желание прикоснуться к эпохе. Главная мысль, которую высказала спикер:

«Русское может быть качественным. Нашей культурой можно вдохновляться и осмыслять ее по-новому».
Денис Симачев, российский модельер, создатель и владелец торговой марки Denis Simachёv, в завершение дискуссии поделился перспективами на будущее. В планах дизайнера работа с искусственным интеллектом, но не в привычном виде: он хочет использовать его «по-русски».

«Вся сложность в том, что ИИ собирает информацию по всему Интернету и выдает результат, но в Интернете в основном больше западной информации, и картинки, которые он предлагает, продвигают какие-то европейские ценности», — рассказал модельер.

Денис Симачев планирует заложить основу «русского стиля» в Интернете, внедрив туда набор отечественных паттернов, чтобы искусственный интеллект выдавал изображения, которые полностью соответствуют запросу. Отвечая на вопрос, что для него культурный код, спикер подытожил: «Русское — это гармония внутри, баланс красоты, любви, истории и всего в целом».

«Старая» музыка для нового поколения: вечная классика или уже олдскул?
Автор: Мария Корниенко
Тема отцов и детей актуальна не только в быту, но и в креативных индустриях. На повестке дня неизменный вопрос: как привить любовь к классике? К литературе, проверенной временем, к шедеврам кинематографа и, разумеется, к классической музыке.

В ходе лекции «Как продвигать классическую музыку поколению гаджетов» эксперты отметили, что важными посредниками в этом стали стриминговые сервисы: уже не обязательно идти в консерваторию, чтобы послушать Чайковского. К тому же, классическая музыка перестала быть просто видом искусства, а стала объектом исследования. Как она влияет на здоровье? Отличается ли музыка, написанная человеком от сгенерированной нейросетью?

Об этом мы поговорили с президентом Фонда поддержки исполнительства на медных духовых инструментах имени Александра III Олегом Абрамовым:
В ходе лекции вы рассказали об интересном кейсе: состояние здоровья детей с аллергией и астмой улучшалось после занятий музыкой на духовых инструментах. Есть много историй о глухих людях, которые тоже занимаются музыкой: например, ложатся на пианино, слушают звук телом и поют. Как вы считаете, как можно продвигать индустрию музыки среди людей с особенностями, ведь музыка – это огромная часть нашей культуры и жизни?

— На самом деле, это уже не новая история: есть очень много направлений, которые уже сейчас добились определенных результатов. Есть разные проекты, в которых незрячие люди занимаются музыкой. Это совершенно другая история: люди живут в мире звуков, и это другое понимание, другая философия, эстетика понимания музыкальной культуры. И там даже мы, наверное, учимся у них, нежели они у нас (улыбается). Сейчас культура помогает стереть границы, на мой взгляд.

Каждый ребёнок, каждый взрослый, любой человек когда-то испытывает потребность в помощи. Эта помощь может быть разной. Кому-то больше нужно, кому-то меньше. Но мы всегда должны помогать друг другу. И музыка в данной ситуации помогает стереть вот эти границы между особенными людьми. Да и каждый из нас особенный человек. И поэтому, конечно же, у абсолютного каждого должна быть возможность в музыкальном мире тоже себя проявить.

Сейчас очень много говорят еще о том, что музыка оздоравливает. Мы знаем также, что сейчас очень рекомендуют слушать классику, например, мамочкам, которые находятся в положении. Ребенок, слушая музыку, складывает свое впечатление о том мире, в который он придет. Это тоже очень важно, это тоже очень действенно. Мы знаем, что музыка может поменять настроение очень резко и в лучшую сторону. И можно, в общем-то, управлять своим настроением, своими ресурсами, создавать какие-то пространства вокруг себя в том числе из звука. Поэтому я думаю, что это очень важно.
Сейчас о музыке начали говорить как о науке, потому что действительно очень много составляющих, которые, в общем-то, охватывает именно музыкальное искусство.
Темой дискуссии было продвижение классики среди поколения гаджетов. И вы, думаю, слышали о том, что сейчас очень популярны нейросети, в том числе у молодых людей. Нейросети пишут музыку, и в том числе классическую. И это интересно поколению гаджетов – молодым людям, которые уже родились с телефонами в руках. Как вы думаете, это скорее хорошо и популяризирует классику или, наоборот, меняет отношение к музыке как к чему-то высокому?
— Я бы отметил здесь два направления. Когда человек сталкивается с музыкальным, с написанием музыки, пусть даже через нейронные сети или еще что-то, он все равно потихонечку начинает вовлекаться в процесс и интересоваться. А для каких инструментов эта музыка будет написана? А что это за инструмент? А какая история? После этого открываются какие-то пласты, уже непосредственно связанные с аналоговым воспроизведением музыки, когда хочется познакомиться с инструментом, хочется попробовать извлечь звук.

Второй аспект, конечно же, больше связан с тем, что есть какие-то вещи, которые достаточно быстро проходят. И мы сегодня тоже этого касались. Что такое академическая музыка? Это музыка, которая проверена уже годами, веками, столетиями. У нас сейчас время экспериментов, в том числе и в этом направлении тоже.

Давайте посмотрим, что с этим будет буквально через 2-3 года. Потому что, как правило, всё равно остаётся что-то важное, что-то фундаментальное, а какие-то лёгкие увлечения всё равно уйдут, развеются и останутся только в истории как какая-то такая лёгкая увлечённость какими-то направлениями.
Made on
Tilda