Первая половина 20-го века: глобальные перемены, развитие промышленности, технологии, неспокойный, незнакомый мир и… комиксы.
Рисованные истории, рассказывающие через иллюстрации и небольшие реплики о героях, супергероях, о борьбе добра и зла – именно они в непонятном и страшном новом мире полюбились людям и стали невероятно популярными. Пережив золотой, серебряный, бронзовый век, словно повторяя историю других видов искусства: литературы, кинематографа, комиксы всё еще остаются на одной из лидирующих позиций в мире массовой культуры.
Так было за рубежом, особенно в США, где комиксная традиция очень сильна. Там первые комиксы (в привычном нам понимании) появились в газетах медиамагнатов Джозефа Пулитцера и Уильяма Хёрста. Например, серия «Жёлтый малыш», благодаря которой возник термин «жёлтая пресса».
Дальше был золотой век комиксов, в основном приключенческого жанра: появился культовый Супермен, изданный DC Comics и открывший золотую тропу для других супергероев. Позже — Бэтмен, Чудо-женщина. Капитан Америка, который, в отличие от предыдущих, уже принадлежал другому гиганту современной комиксной индустрии — Marvel Comics.
От истока существования комиксов прослеживается одна из важных тенденции таких историй, присущая и культуре в целом, — они остро реагируют на происходящее в мире. К примеру, если мы говорим о 40-х годах, то тогда в комиксах, безусловно, находили отражение ужасы Второй Мировой войны, а герои боролись с фашизмом и нацизмом. Так графические истории, как и кино, литература, становились способом отрефлексировать глобальные (и не очень) события, вопросы и проблемы.

Со временем популярность комиксов не стихала, наоборот — только набирала обороты. Год за годом комиксы эволюционировали, при этом оставаясь комфортным островком веры в лучшее для читателей.

Дальше следовал серебряный век с полноценным выходом на арену компании Marvel, а после — бронзовый с его реалистичностью и отражением социальных проблем. Даже по разделению на этапы можно заметить, что, сохраняя популярность, комиксы не застывали на месте, а развивались, идя в унисон с прогрессом и изменениями в обществе.

Бессмертная классика: MCU и DC
Расширять комиксную вселенную, выходя за пределы книжных версий на киноэкраны и перенося персонажей в другие плоскости – идея не новая. И, как показывает практика, рабочая. По такому пути в далеком 2008 пошла компания Marvel. Начиналось всё с авантюрного «Железного человека»: тогда ни режиссёр, ни продюсеры, ни компания в целом не знали, «выстрелит» ли фильм. Работа дала плоды: кинематографическая вселенная стала феноменом поп-культуры и разрослась до потрясающих размеров. Marvel Studios выпустила 30 кинокомиксов, и останавливаться не собирается, продолжая работать над новыми проектами и фазами. А «Мстители. Финал», ставший эпичным завершением саги бесконечности, почти два года был самым кассовым фильмом в истории.
В плане общей киновселенной у DC получилось менее масштабно. Особого внимания, однако, заслуживают фильмы, не входящие в DCEU, но также снятые по комиксам DC – например, «Тёмный рыцарь» с Кристианом Бейлом. Фильм, срежиссированный Кристофером Ноланом, считается одним из самых лучших не только в области супергеройского кино, но и кинематографа в целом.
А ЧТО В РОССИИ?
В нашей стране история комиксов, как ни удивительно, тоже есть. К иллюстрированным историям можно отнести и лубочные книжки (прим. дореволюционная незамысловатая литература с яркими картинками), и агитки, и карикатуры, но эти “зачатки” всё же были бесконечно далеки от комиксов в современном понимании.
В Советском союзе всё «западное», пришедшее из мира по другую сторону баррикад, не приветствовалось, и потому зарубежная комиксная культура до СССР в большинстве своем не доходила. А отголоски своей, советской, воплощались в основном на страницах детских журналов: «Мурзилки», «Весёлых картинок» и не имели масштабного «бума». До определенного момента.
В конце 20 века распался Советский союз и рухнул «железный занавес». Появились зарубежные комиксы, мультики, позже фильмы. Постепенно комиксы, неразрывная часть поп-культуры, становились чем-то привычным, что, однако, не избавило индустрию от стереотипов. Многие, например, до сих пор думают, что истории в иллюстрациях — это для детей.
«Мне кажется, комиксы зачастую не воспринимают всерьёз, потому что у нас в культуре особо не было это распространено. Не было, к примеру, маленьких стрипов (прим. — технология создания комиксов, состоящих из 2-4 кадров) в газетах. А иллюстрированные книжки всегда были только для детей. И, видимо, это всё сложилось в головах взрослых в такой стереотип. Но сейчас уже всё меньше взрослых пренебрегают комиксами», — объясняет Мария, сотрудница стенда Bubble на фестивале Non-fiction.
Важным импульсом для развития российской комиксной индустрии стало одно значимое событие — в 2011 году Артём Габрелянов, выпускник журфака МГУ, основал Bubble Comics – на данный момент крупнейшее издательство оригинальных комиксов в России. Начиналось всё с юмористического журнала, можно сказать, в настоящих российских традициях, где сатира и ирония — особая и ценная любовь. В 2012 году издательство опубликовало пилотный выпуск «Бесобоя». С того момента Bubble выпустили несколько линеек комиксов: это и знаменитый «Майор Гром», и «Красная фурия», и «Инок», и более новые «Метеора» и «Экслибриум».
«уже почти десять лет мы идём к одной единственной цели — доказать, что российские комиксы существуют, могут быть крутыми, даже круче зарубежных, и создать свою собственную вселенную», — пишет издательство на сайте. А после уверенно заявляет: «И, если без лишней скромности, у нас получается!» И это действительно так. Bubble стремительно развивается, создаёт свои истории, свою вселенную и даже выходит на уровень экранизаций.
«Очень долгий, упорный труд таких же упорных и упёртых людей, которые занимаются комиксами в России. Это не только наше издательство, это также Comics Publisher, Комильфо. В России есть очень много комикс-издательств, которые не опускали руки и на протяжении очень долгого времени работали. Делали-делали-делали. И по итогу мы начинаем только пожинать плоды наших трудов: комиксы входят в каждый дом, и их воспринимают наравне с художественным произведением в прозе», — говорит Дмитрий Слепцов, директор по развитию издательства Bubble, отвечая на вопрос о растущей популярности комиксов в нашей стране.
И хоть для нас комиксы в их стандартном виде — молодая отрасль, можно с уверенностью сказать, что их популярность растёт; они постепенно становятся важной сферой нашей массовой культуры.
«Пока можно только рассказывать о них и читать больше, выходить из формата: экранизировать, создавать мультипликацию, основываясь на первоисточнике, и только тогда комикс-индустрия начнёт расти»
С международной ареной всё сложнее. Как говорит Дмитрий Слепцов, процент российского контента относительно зарубежного комикса ничтожно мал, и это, к сожалению, пока нельзя изменить. И добавляет:
И именно на это сейчас делает упор Bubble Comics и ответвление, кинокомпания Bubble Studios.
Майор Гром:
вера в российское кино
Фильм «Майор Гром: Чумной доктор» вышел на экраны 1 апреля 2021 года. Премьеру, как и сами съёмки, долгое время переносили из-за ковидных ограничений, и наконец — фанаты комиксов получили своё. Молодые актёры, качественные спецэффекты, захватывающая музыка — фильм понравился даже тем зрителям, кто до этого не был знаком со вселенной Bubble. И здесь случился настоящий бум популярности «Майора Грома»: с каждым днём количество людей, посмотревших фильм, росло, фандом расширялся. Благодаря отзывчивым и активным зрителям всё больше людей узнавали о новом шедевре отечественного кинематографа и шли в кино — убедиться.
Благодаря социальным сетям — Twitter, TikTok, Instagram* (*запрещен на территории РФ), где юзеры публиковали эдиты, подборки и смешные видео с героями, вселенная Bubble привлекала внимание. Казалось, больше фанатов, чем имеет фандом МГЧД, как сокращенно его называют зрители, быть не может, но люди самого разного возраста день ото дня пополняли его ряды.
Фильм настолько полюбился аудитории, что многие ходили в кино несколько раз и звали с собой друзей, знакомых, родственников. Активные фанаты, которые стали называть себя «громоботы», создали целую акцию, чтобы поддержать фандом российских комиксов. План был прост: для того, чтобы увеличить кассовые сборы, люди выкупали все места в кинозале, покупали мерч, писали положительные отзывы. Одна девушка, например, сходила в кино 72 раза — всё ради того, чтобы помочь и, конечно, освежить впечатления, которых, поверьте, было очень много.
Источник: Twitter
При поддержке компании «Кинопоиск» фильм стал доступен на крупнейшей в РФ киноплатформе, после там же появилась его расширенная версия. Отечественная кинокомпания начала плотное сотрудничество с комикс-издательством: так благодаря этому в 2023 году вышел приквел «Майор Гром: Трудное детство» о юношестве Игоря Грома, а сейчас вовсю адаптируется сериал по комиксам «Красная Фурия». Комикс-издательство не ограничивается приключениями майора полиции: Bubble готовы раскрывать на большом экране новых героев Санкт-Петербурга.
Одним из главных достижений компании Bubble стало также начало сотрудничества со стриминговым сервисом Netflix, который выкупил права на фильм за 1.5млн $. Так о «Майоре Громе», а впоследствии и о комикс-издательстве Bubble, узнали за границей.
«После покупки Нетфликсом на нас стали обращать внимание зарубежные партнеры. Начали нам писать: я вела спецпроекты с Италией, с Финляндией, мы передавали лицензии на перевод наших комиксов. Это очень здорово. Нам написал даже Китай – но не по МГ, потому что мы там по цензуре не проходим, хотели взять серию по «Метеоре». – рассказала нам Юлия Егорова, руководительница digital направления издательства комиксов Bubble.
Отметим, что добиться такого могут далеко не все франшизы: Netflix приобретал права на отечественные сериалы – «Мажор», «Эпидемия», но на фильмы — практически никогда. «Майор Гром» — редкий пример качественного кино, которое оказалось интересно подросткам — самой отзывчивой, активной и благодарной аудитории.
Актёры, принимавшие участие в съёмках, обрели большое количество фанатов, хотя для многих из них это была первая крупная роль. Мы не можем не радоваться за Тихона Жизневского, Сергея Горошко, Дмитрия Чеботарева, Александра Сетейкина и Любовь Аксёнову — наконец мы стали свидетелями того, как после громкой премьеры российский кинематограф узнал новые имена.

Молодые и перспективные актёры стали получать новые предложения, сотрудничать с брендами, а фанаты начали видеть любимых звёзд на экранах всё чаще. Тихон Жизневский, например, активно работает в проектах большого кино: 27 октября на экраны вышел фильм «Либерея», где он исполнил одну из главных ролей. А Любовь Аксёнова отдала предпочтение сериалам: «Почка», «Настя, соберись!», «The телки». Однако, строя карьеру в новых проектах, полюбившиеся актёры не забыли о «Майоре Громе»: все ждали продолжения франшизы.
И дождались!
Не продолжения, а приквела о знакомых и уже родных героях — «Майор Гром: Трудное детство» вышел на платформе «Кинопоиск» 1 января 2023 года. Фильм о детстве Игоря Грома ждали все фанаты: в картине раскрывались формирование главного героя как личности, его непростые, но в то же время тёплые взаимоотношения с отцом, но главное — гибель самого близкого человека в жизни Игоря и момент, когда Гром осознал, что пойдёт по его стопам.
«Стекло» — так охарактеризовали фильм фанаты в социальных сетях. Некоторые зрители даже решили поехать в Диснейленд, чтобы исполнить детскую мечту маленького Игоря. От фразы «Поехали в Диснейленд, пап?» невольно наворачиваются слёзы.

Хоть приквел и короче «Чумного доктора» почти в два раза (137 минут и 84 минуты), мы с уверенностью скажем, что воспринимается он тяжелее из-за трагичных сцен.
Несмотря на то, что с премьеры МГЧД прошло почти два года, фанаты до сих пор продолжают делиться творчеством, обсуждать любимые моменты — не забывать о том, что когда-то дарило им счастье. Конечно, прежней активности в социальных сетях уже нет (надеемся, что её вернёт выход нового фильма «Майор Гром: Игра», запланированный на 2024 год), однако сейчас фандом уже имеет устоявшуюся фанбазу, которая насчитывает десятки тысяч человек.
Популярность и фанаты
Популярность и фанаты
Популярность
и фанаты
Фандом Bubble Comics – можно по праву назвать одним из самых масштабных в русскоязычном пространстве. Только в сообществе «Комиксы BUBBLE» ВКонтакте состоит более 256 тысяч подписчиков. Причем фанаты Bubble, в частности Майора Грома, не только пересматривают фильм и наслаждаются недавно вышедшим приквелом, но и создают фанфики и эдиты, основанные на любимой вселенной, а также активно поддерживают создателей и актёров.
Когда «Майор Гром: Чумной Доктор» вышел на больших экранах и поначалу не оправдал надежд на большие сборы, участники фандома стали активно способствовать продвижению фильма. Так, из-за разбившихся ожиданий о сборах создатели фильма обрели то, что нельзя купить: преданную и готовую на все фанбазу.
В ожидании новых экранизированных историй о Майоре Громе и от желания видеть больше взаимодействия любимых героев фанаты Bubble превращаются в писателей. Одни из самых популярных фанфиков пишутся о героях-антагонистах Сергее Разумовском и Олеге Волкове, которых фанаты называют сероволками. Поклонники посвящают свои истории и Игорю Грому с Юлей Пчелкиной («пчелогромы»).
В 2021 году у Басты вышел клип на песню «Ты была права», главными героями в котором стали исполнители ролей Грома и Пчелкиной Тихон Жизневский и Любовь Аксёнова. Любовь фанатов к персонажам фильма оказалось настолько сильной, что актёров, играющих вместе в другом проекте, теперь неразрывно ассоциируют с Майором Громом. В комментариях даже произошла настоящая незапланированная сходка фанатов МГЧД.
Между тем, с распространением вселенной, почему-то появился стереотип, что фанатами Bubble и авторами фанфиков являются исключительно девочки-подростки – что, конечно же, заблуждение. Аудитория фандома охватывает самые разные возрастные категории: это видно на фотографиях с фанатских встреч (например в ЦДМ в 2021 году) и Bubble Comic Con-ов, да и в социальных сетях можно найти немало криэйторов, чей возраст давно перешагнул отметку «подросток».
«Мы делаем комиксы с возрастным ограничением 16+. Наша аудитория — 14-25 лет, но встречаются читатели, которым и 35, и 40, и 45. То, что комиксы для детей — это просто стереотип. На самом деле все наши истории и сюжеты достаточно серьёзны, поэтому их можно читать, наоборот, в подростковом и взрослом возрасте, чтобы получить еще больше удовольствия.
Если честно, иногда достаточно заставить сомневающегося взрослого человека прочитать ровно одну книжку, чтобы он поменял свое мнение»
Дмитрий Слепцов, директор по развитию издательства Bubble:
На меня действительно подписаны взрослые дяди и тёти, которые любят Bubble. Для меня это был шок. Прошлым летом, когда я приезжала в Москву и заходила в магазин Bubble на Флаконе, там были три здоровых мужика, покупали комиксы. Потом они же мне в директ написали – Катя, мы тебя сегодня видели, мы подписаны! Прикольно же, что у меня такие есть подписчики *смеется*.
Катя (@talking_kat__), блогер
Когда шутки про возраст аудитории прозвучали в эфире передачи «Вечерний Ургант», гостями которой были актёры фильма, фанаты в социальных сетях начали распространять посты о некорректности таких высказываний и рассказывать свои истории о любви к фандому Майора Грома.
«Аудитория может быть от нуля до старости, потому что все представленные в комиксах истории – абсолютно разные. Это всё-таки искусство, в моём представлении.
Когда ты читаешь, видишь картинку, у тебя усиленно начинает работать воображение. Комиксы же вообще очень недооценены – это может быть и серьезная литература, которую адаптируют в таком формате. Сейчас, допустим, Маяковский, или даже научные комиксы: уроки физики в картинках вполне имеют место быть. Возрастных ограничений, мне кажется, нет и не должно быть»
Мария, сотрудница стенда Bubble на фестивале Non/fiction:
BUBBLE COMICS CON
Неограниченная энергия фандома, конечно же, не остаётся незамеченной: сами актеры, создатель Bubble Артём Габрелянов, главред издательства Роман Котков и режиссер фильма «Майор Гром: Чумной доктор» Олег Трофим регулярно выкладывают на своих страничках в соц.сетях творчество фанатов. Но интернет-пространство – далеко не единственная площадка, где фаны могут проявить себя, пообщаться с теми, кто разделяет их интересы и повзаимодействовать с кастом.
Всё это объединяет в себе Bubble Comics Con – масштабное мероприятие, своеобразная аналогия всемирно известного Comics Con – организованный издательством. На несколько дней выбранная для проведения площадка становится бескрайним полем для экспериментов, новых знакомств и фанатской радости.
Первое мероприятие в 2019 году – «фестиваль комиксов, игр, кино и косплея, Bubble Fest», во многом походил на Comics Con. За два года до выхода фильма «Майор Гром: Чумной доктор» аудитория базировалась в основном на комиксах издания. Уже тогда фестиваль был большим событием:
«В 2019 году у нас был Bubble Fest. К нам приезжал художник Крис Клэрмонт, один из создателей «Людей-Икс». Он был у нас в редакции, мы ему показывали, как всё устроено. И он оценил, сказал: «Это даже лучше, чем у нас, вы действительно очень качественные комиксы рисуете». Для нас это как бальзам на душу», – рассказывает Юлия Егорова.
Крис Клэрмонт был не единственным звездным гостем феста. В 2021 году актёр Том Фелтон, широко известный по роли Драко Малфоя, также принял участие в комик-коне. Это просто не могло не вызвать волны всеобщего интереса. В этом же году среди гостей фестиваля были звезды российского медиапространства – Амина Tenderlybae, музыкальный коллектив Сироткин и актёры киновселенной МГЧД.
После выхода фильма в 2021 году, фанбаза начала стремительно разрастаться. Благодаря экшену о майоре питерской полиции, противостоящем злу, всё больше людей узнавали о Вubble Comics. Это стало одной из причин, по которой Bubble Comics Con в этом году превратился в абсолютно самобытный и фееричный фестиваль.
Творчество – вот каким словом его можно характеризовать: такую ассоциацию создают конкурсы косплея, Аллея авторов, участники феста, одетые как персонажи комиксов Bubble или других фандомов.
Ещё один мостик, соединивший издательство и фанатов – возможность пообщаться с любимыми актёрами на автограф-сессиях и фанвстречах. Эффект присутствия создаёт и серия подкастов о том, как появлялись и менялись комиксы, любимые герои, как создавались знакомые сюжеты.
Каждый из этих факторов повлиял на популярность Bubble, и, как следствие, Bubble Comics Con.
«Чтобы поддерживать интерес аудитории, нужно постоянно вкидывать какие-то анонсы, апдейты. Подобные мероприятия — хорошая вещь, когда ты туда приходишь и видишь: «Вау, это всё реальные люди. У нас всех общее дело, общее увлечение». И это, конечно, подогревает интерес. Очень чувствовалось единство какое-то, когда, например, делали анонс и все кричали от восторга.
Что меня расстроило, однако — это то, что Bubble анонсировали Фурию в том году, и дальше никаких новостей абсолютно. На коне спрашивали: «Что с Фурией?». Сказали: «Ну, она будет. Всё». Интерес к проекту пропал, больше года никаких новостей…» – Катя, блогер о том, как у издательства получается поддерживать вовлеченность фанбазы.
Простор для самореализации, чувство приближенности к любимым актёрам, возможность общаться с единомышленниками и узнавать больше о закулисье комиксов – всё это бесценно. Но в дело вступает и другой важный фактор фанатской любви – новые продукты.
Так на прошедшем фестивале был анонсирован, наверное, самый ожидаемый фильм: продолжение арки, «Майор Гром: Игра». Спустя считанные часы после релиза социальные сети наводнили взбудораженные поклонники вселенной, выдвигающие свои предположения о сюжете грядущего фильма и строящие полноценные теории.
Источник: телеграм-канал fanxxdom
Фестиваль Bubble, однако, не только о продвижении издательства и их комиксов: участниками в этом году стали издательство МИФ, студия «Феникс», комикшоп EDGE, Независимое московское издательство Alpaca, издательства XL Media и Molot Hardcorp и старейший специализированный российский магазин комиксов, питерский «Двадцать восьмой». Такое количество издательств и магазинов на фесте ещё раз подчеркивает, что Bubble стремятся не только к распространению своей продукции, а к популяризации комиксов в России в целом.
Фандом принёс в мою жизнь множество новых людей, новых подписчиков. Я нашла очень теплое российское коммьюнити. Мне кажется, у нас больше нет таких больших руфандомов. Прикольно, что ты интегрируешься в эту сферу, общаешься с людьми.

Думаю, собрать такой большой фандом Bubble помог настроенный канал коммуникации с аудиторией. То есть они отвечают, во всех соцсетях смотрят посты фанатов, лайкают их, постоянно проводят эфиры. Вот и получается энергообмен, не везде такое есть. Во многих русских фандомах к фанатам относятся очень странно, а тут действительно идёт тепло со стороны создателей, и они получают это тепло в ответ – Катя, блогер.
Для огромного количества читателей фандом комиксов Bubble стал не просто увлечением, а настоящей отдушиной, дружной творческой семьёй. Искренность и любовь, с которой издательство делает свою работу, подкупает и обезоруживает. Такой огромный отклик в виде фанфиков, тиктоков, артов, мемов и других разнообразных выражений фанатского признания не появился бы там, где нет души.
Возможно совсем скоро, в ближайшие несколько лет, культура комиксов в России приобретет совсем другой статус, избавится от стереотипов, выйдет в массы – и Bubble будут стоять у самых её истоков.
Стэн Ли, один из отцов вселенной Marvel и символ мира комиксов, говорил: «Многие люди узколобы и считают, что если кто-то на них не похож, он обязательно плохой. Скоро брюнеты начнут презирать блондинов, а высокие — низких. Это же глупо! Если мои комиксы смогут изменить это, помогут понять, что все равны, мир станет намного светлее». Именно в этом заключается одна из основных ценностей комиксов, как и других видов искусства: они объединяют, но при этом дарят возможность самовыражаться и творить, не обращая внимания на общественное мнение и глупые стереотипы.
могли попасть на Bubble Comics Con, но не попали:
Полина Кукушкина
автор
Виктория Андрианова
автор
Мария Треберт
дизайн
Юлия Данилина
автор, главный редактор
Анастасия Воробьёва
автор
Понравилась эта статья?
Читайте больше в нашем сообществе!
*все фото взяты из открытых источников или официальной группы BUBBLE*
Made on
Tilda