РАН
Отчет с тематической площадки Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ в здании Президиума РАН
Презентация роботов
На первом этаже тематической площадки фестиваля в Президиуме РАН проходили презентации моделей роботов. Например, можно было посмотреть на робота-собаку и робота-доставщика. Их создали студенты Сколтеха, используя инновационные технологии. Корреспондент Маленькой редакции Виктория Андрианова поговорила с разработчиками роботов.
Это у нас робот-доставщик, он управляется с джойстика. В команде, которая над ним работает, четыре человека, они тоже студенты-магистры, мои одногруппники. Большинство деталей мы печатаем на 3D принтере. Аналогичные разработки есть у других компаний, например, у Яндекса. Они даже тестируют их на улице. Такие крупные компании ближе всего к тому, чтобы предложить уже готового доставщика. А этот робот — лишь студенческая разработка.

Ильдар Бабатаев
студент 2-го курса магистратуры Сколтеха
«САХАРОВ НА СВЯЗИ»
На первом этаже площадки фестиваля в Президиуме РАН проходит выставка, посвященная 100-летию со дня рождения академика Андрея Дмитриевича Сахарова – великого советского физика-теоретика, одного из создателей водородной бомбы, лауреата Нобелевской премии мира.
Софья Шарова

В тускло освещенном помещении – тишина, посетители с интересом рассматривают экспонаты. Статуэтки, изображающие самого ученого, старые телевизоры, стенды с газетными вырезками и проектами атомных бомб, цитаты ученых...
Вдруг раздается звонок телефона, первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев поднимает трубку… Сахаров на связи.

«НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ РАЗБИРАТЬСЯ ВЕЗДЕ ПО ЧУТЬ-ЧУТЬ»
Почему нужно запретить слово «гуманитарий»? Как объяснить принцип работы научной журналистики на примере многоэтажного дома? Почему «Кот Шредингера» мог «умереть»? Наш корреспондент Полина Черемхина поговорила с шеф-редактором журнала «Кот Шрёдингер», российским журналистом и популяризатором науки Григорием Тарасевичем.
Григорий Витальевич, в одном из интервью вы сказали, что «Кот Шредингера» жив. Почему журнал мог «умереть»? Какие перспективы у издания есть сейчас?

К сожалению, печатная пресса в России сейчас полуживая. Меня очень вдохновляет опыт других стран. У них тиражи научных газет и журналов иногда превышают миллион. У нас эпоха чтения печатных журналов как-то очень резко закончилась, поэтому иногда печататься бывает сложно. Забавный факт: я недавно встречался с представителем министерства образования и науки Бразилии, и он про наш журнал сказал: «А можно мы на португальский будем переводить?». Странно, ведь уровень образованности населения в нашей стране в два или три раза превосходит тот же уровень в Бразилии. Но, несмотря на все сложности, мы всё равно хотим быть печатным журналом. Само собой, у нас есть паблик Вконтакте, канал в Telegram, аккаунт в Инстаграм. Цифровизацию никто не отменял. Плюс мы разрабатываем новые образовательные программы, школьные и вузовские. Одна из наших новых фишек – корреспондентские пункты. И, может быть, на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова мы создадим эталонный, главный московский корреспондентский пункт «Кота Шрёдингера».

Фото: Дарья Золотухина
А что вы думаете о научной журналистике в нашей стране?

Есть такой парадокс: почему-то даже в таком сильном университете, как МГУ, на факультете журналистики наука — наименее популярная тема среди студентов. Специализацию «научная журналистика» не выбирает практически никто. Пойти в магистратуру по научной журналистике тоже мало кто решает. При этом на других факультетах интерес к науке огромный.

Почему так происходит? Почему, по вашему мнению, журналисты боятся идти в научную журналистику?

Мне кажется, проблема случается еще в школе, потому что там есть такое неприятное слово — «гуманитарии». Я бы его запретил на законодательном уровне. Как образуются «гуманитарии»? У человека возникают проблемы с математикой, физикой, химией. А учителя вместо того, чтобы помочь ученику разобраться хотя бы в «азах» этих предметов, говорят ему спокойно: «Ты — гуманитарий». А на самом-то деле «гуманитарных» наук нет. Нет фактического деления. История, психология, лингвистика — такие же науки, как и все остальные. Они тоже требуют времени и сил для изучения. Так чем же они хуже или лучше химии, физики, биологии?
Но если есть привычные нам гуманитарные науки: литература, филология, история, то как на их примере можно объяснить биологию и физику?

Я совершенно не призываю людей, которым интересна литература и история, изучать все химические формулы. Но надо преодолеть страх и ознакомиться с другими областями помимо «гуманитарных». Не нужно бояться разбираться везде по чуть-чуть. Представьте себе: стоит большой многоэтажный дом. Пусть эта многоэтажка будет символизировать образование. Как можно подробно изучить этот дом? Зайти в абсолютно каждую квартиру, в каждую комнату? Но у человека не хватит на это сил. Тогда появляется другой способ: можно зайти в каждый подъезд. Допустим, их пять. И каждый подъезд символизирует, предположим, один какой-нибудь школьный предмет. Ты зашёл в подъезд, осмотрелся. Вот здесь такой стиль, здесь люди говорят на такие темы, здесь своя красота. Вдруг ты задумался: «Безусловно, красота есть, но это не моя красота». Вышел. Зашёл в другой подъезд. И так по очереди. Часто «гуманитарии» заходят в один подъезд, а в другие им заходить страшно. Так и остаются в каком-нибудь одном. И тут главная идея: не бояться зайти в каждый подъезд и хотя бы осмотреться. Понять, что такой подъезд есть, что в нем на самом деле не страшно. И эти подъезды – разные науки: от физики до литературы. Не забывайте, что у вас будут друзья и знакомые, которые будут из совершенно других областей науки. И нужно хотя бы примерно понимать, о чем они говорят, чтобы в беседах с ними не чувствовать себя белой вороной.

Полина Черемхина, Виктория Андрианова, Снежана Лысенко

Помимо выставок и лекций на тематической площадке всероссийского фестиваля НАУКА 0+ в Президиуме РАН проводились увлекательные мастер-классы. На них юные любители науки слушали вводные лекции, а затем экспериментировали. Проводить опыты школьникам помогала биолог и разработчик детских программ, научный сотрудник Сколтеха Мария Ярина.

На первом мастер-классе «Экспериментальная ботаника» мы изучали, что такое «значение ph» и антоцианы. В конце мастер-класса ребята самостоятельно выполняли финальные задания. Они должны были получить в пробирке слоёную жидкость, меняющую цвет. При этом они не знали, как это сделать, поэтому ребятам была предоставлена полная свобода действий. Это был так называемый «полёт фантазии». На другом мастер-классе «Из чего все сделано» я рассказывала про методы, которые сейчас используют для определения состава вещества. Мы проводили эксперименты, основанные на аналитической химии и физико-химических историях. Также я рассказывала о принципе хроматограмм. Из-за того, что тема всё-таки сложная, мастер-класс проходил в виде квеста. Ребята попадали в лабораторию, где неаккуратные студенты перепутали все баночки, и детям нужно было найти аспирин. А для того, чтобы это сделать, необходимо было подумать и провести разные опыты. К слову, все участники мастер-класса справились с этой непростой задачей.
Мария Ярина
научный сотрудник Сколтеха
«Волонтеры могут наблюдать за тем волшебством, которое происходит на площадках»
На фестивале работают волонтеры, студенты различных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова, которые помогают гостям, отвечают на любые вопросы. Иван Хлобышев поговорил с волонтером НАУКИ 0+ Викторией Битановой.
Почему Вы решили принять участие в Науке 0+?

Мне кажется, это очень интересное мероприятие. Волонтеры могут наблюдать за тем волшебством, которое происходит на площадках и в зонах интерактивных опытов. К тому же, есть возможность быть не только наблюдателем, но и организатором: смотреть лекции, участвовать в их организации и помогать людям.

Какое изобретение Вы бы хотели увидеть на фестивале?

Мне, как химику, интересно то, что связано с этой наукой. Конечно, хотела бы увидеть скачок в материаловедении. Производится очень много различных материалов и веществ, и мне кажется, этому перспективному направлению нужно уделять больше внимания. Выставка, посвященная химическим веществам и материалам, была бы очень увлекательной и зрелищной. Поэтому я была бы рада увидеть эффектное химическое изобретение.

Иван Хлобышев


Made on
Tilda