— Почему сегодня важно уделять внимание связям с общественностью, продвигать их среди школьников?
— Коммуникации на сегодняшний день — важнейшая отрасль. У нас будет лекция на одной из центральных площадок по медиаэкологии, то есть по экологии средств коммуникации. Множество наук сосредоточено на коммуникации. В прикладной сфере это звучит как реклама и связи с общественностью, потому что эта сфера, которая занимается продвижением какой-либо информации. Информация может быть о чем угодно: о политике, самом обществе, науке. Эта сфера, которой сегодня уже занимаются, но иногда, к сожалению, не очень профессионально. Этому надо учить и уделять особое внимание.
— В своем выступлении вы упомянули школу юного пиарщика. Как туда попасть?
— Мы принимаем всех, потому что в школу юного пиарщика приходят люди, которым это интересно. Если ты ничего не умеешь, мы тебя научим. А сейчас, кстати, школьники очень многое умеют. В московской школе развернулась программа медиаклассов. Мы активно в ней участвуем. Нам трудно самим посещать школы, поэтому мы приглашаем школьников к нам. Это уже традиционный для университета формат. Мы школьников любим и ждем, занятия бесплатные.
По крайней мере, это нужно, чтобы попробовать и понять, хочешь ли ты этим заниматься или нет. У нас даже появилась программа переподготовки для взрослых, у которых уже есть высшее образование. Люди приходят, говорят: «Я этим занимаюсь» или «Я хочу этим заниматься, но мне не хватает знаний». Мы помогаем им, учим желающих.
— Как определить, есть ли предрасположенность у человека к рекламе и пиару или ее нет?
— Это страшный вопрос. Я против сегрегации. В школах есть психологи, я не сомневаюсь в их профессионализме, они вас профориентируют и сразу говорят, что вот этот человек идет на такую-то профессию, а другой — на другую. А специалист по коммуникациям может быть вовсе не коммуникабельным. Он не обязательно должен быть душой компании. Но, конечно, должен быть интерес. Мы понимаем, что коммуникация – это все, чем мы занимаемся. Найти себя можно исходя из темперамента, интересов. Можно заниматься аналитикой текста. Можно заниматься спичрайтингом, то есть писать эти тексты для кого-то другого. Кто знает, может, вы будете для президентов писать тексты. Для этого не надо быть самому президентом, но надо уметь хорошо писать, надо понимать, как написанное вами будет восприниматься людьми, на что и как они могут отреагировать. А может быть пресс-служба, которая выходит к людям, проводит пресс-конференции, организует события, мероприятия или вот такие праздники науки, как у нас в эти дни в Московском университете.
— Может ли самоучка стать профессионалом в области пиара?
— Иногда возникает такая иллюзия. Мы с вами коммуницируем, общаемся. Мы дипломы друг другу не предъявляли. В то же время вопросы задаются, картинка появляется, какие-то ответы получаются. Мы каждый день общаемся с другими людьми. Мы это умеем делать потому, что мы — люди. Понятно, что человек очень многое может делать непрофессионально и монетизировать это. Кто-то продвигает себя в TikTok и даже деньги за это получает. Ему кажется, что он большой специалист, учиться ничему не надо. Это большая ошибка. Конечно, есть технологии, которым можно обучиться чисто по наитию. Кнопочки понажимал, что-то загрузил, выгрузил и получилось неплохо, тебе даже денежка упала. Но задача состоит в том, чтобы ответственно подходить к этому делу. Может быть, вы не сделаете из этого свою профессию, но как минимум вы будете понимать почему на вас близкий друг обиделся. А он обиделся, например, из-за того, что вы поговорили с ним вполоборота, не пристально, без фокуса. Таким вещам надо учиться. В каком формате получать знания — это, конечно, выбор индивидуальный. Но все-таки лучше получать знания в правильном месте, где речь не идет просто о том, как вас зацепить, добавить в какую-то группу, потом дополнительно с вас денег взять. Надо учиться в университете, потому что там хорошие традиции и фундаментальные знания.