Шуваловский корпус
В здании Шуваловского корпуса было много интересных локаций, мероприятий, лекций. Мы пообщались с волонтёрами и гостями фестиваля, чтобы подробнее узнать о самой выставке и выяснить, что было самым интересным.

Волонтер у стенда с живыми беспозвоночными животными

— Что интересные вы показываете?

— Мы показываем разных беспозвоночных как морских, так и представителей паразитических. Показываем препараты, срезы, также у нас представлены живые беспозвоночные.

— А морские беспозвоночные это кто?

— Это беспозвоночные животные. Они лучше всего подходят для демонстрации. У нас на кафедре мы тоже держим их в аквариумах.

— Вот тут у вас кто?

— Морской паук. Чуть дальше гидра пресноводная и актиния, коралл. Мы прежде всего занимаемся беспозвоночными, которые в толще воды: платонные организмы, медузы, различные ракообразные. Планктонов мы не можем здесь показать потому что они довольно нежные существа, им требуются особые условия. Еще у нас есть различные гидроидные.

— На «Науке 0+» все новейшее и перспективное. Какой вектор развития науки о беспозвоночных?

— Это зависит от группы. В каждой из них есть огромное количество неразрешенных вопросов, связанных с килогенетикой. Развитие новых методов отвечает на вопросы уже заданные, но с ними появляется еще больше вопросов. Больше, чем ответов.

— Можем ли мы как-то улучшить жизнь людей, изучая моллюсков?

— Не все темы, которыми занимаются биологи имеют практическое применение. Но в широком смысле — да, можно. Это изучение каких-то биоактивов, веществ. Часто беспозвоночных используют как модельных объектов для изучения фундаментальных медицинских вопросов.

Гость фестиваля
— Как вы узнали про фестиваль?

— Узнали, потому что рядом живем, сами учились в МГУ и примерно понимаем, когда он должен происходить.

— Много станций уже прошли?

— Нет, немного. Вот ребенок завис в 3D лаборатории.

— Можете выделить какую-либо станцию?

— Хотим еще посмотреть, потому что в каждой точке рассказывают что-то любопытное, представляют макеты, изобретения, поэтому интересно пройти посмотреть.
Муза филфака
— Чей костюм на вас надет?

— Я представляю философский факультет МГУ. Я муза философа, вдохновляю его на новые свершения, на познание этого мира.

— Какого философа вы муза?

— Я муза любого философа, прихожу ко всем и всем дарю море позитивных эмоций. Здесь все философы, каждый внутри себя. Философия — царица наук, а фестиваль у нас посвящен науке. Поэтому здесь без философии никак.
Представление стенда филфака
— Что у вас здесь есть интересного?

— Мы представляем философский факультет. У нас здесь пять направлений: философия, религиоведение, реклама и связи с общественностью, культурология и прикладная этика. Можно пройти профориентационный квест и определить к какому направлению вы принадлежите. Вы проходите тест, вы получаете определенное количество баллов. Где баллов больше — туда ваша душа лежит, значит, туда надо поступать. У нас очень интересные тесты. Можно просто узнать много нового о философии, религиоведении, оригами, зданиях, если это культурология, о брендах.
Что такое медиаэкология?
Ещё мы посетили лекцию "Что такое медиаэкология?", где рассказывалось о взаимоотношении человека с современной коммуникативной средой. А затем задали несколько вопросов заведующей кафедрой философии языка и коммуникаций философского факультета МГУ, кандидата философских наук Анне Анатольевне Костиковой.
— Почему сегодня важно уделять внимание связям с общественностью, продвигать их среди школьников?

— Коммуникации на сегодняшний день — важнейшая отрасль. У нас будет лекция на одной из центральных площадок по медиаэкологии, то есть по экологии средств коммуникации. Множество наук сосредоточено на коммуникации. В прикладной сфере это звучит как реклама и связи с общественностью, потому что эта сфера, которая занимается продвижением какой-либо информации. Информация может быть о чем угодно: о политике, самом обществе, науке. Эта сфера, которой сегодня уже занимаются, но иногда, к сожалению, не очень профессионально. Этому надо учить и уделять особое внимание.

— В своем выступлении вы упомянули школу юного пиарщика. Как туда попасть?

— Мы принимаем всех, потому что в школу юного пиарщика приходят люди, которым это интересно. Если ты ничего не умеешь, мы тебя научим. А сейчас, кстати, школьники очень многое умеют. В московской школе развернулась программа медиаклассов. Мы активно в ней участвуем. Нам трудно самим посещать школы, поэтому мы приглашаем школьников к нам. Это уже традиционный для университета формат. Мы школьников любим и ждем, занятия бесплатные.

По крайней мере, это нужно, чтобы попробовать и понять, хочешь ли ты этим заниматься или нет. У нас даже появилась программа переподготовки для взрослых, у которых уже есть высшее образование. Люди приходят, говорят: «Я этим занимаюсь» или «Я хочу этим заниматься, но мне не хватает знаний». Мы помогаем им, учим желающих.

— Как определить, есть ли предрасположенность у человека к рекламе и пиару или ее нет?

— Это страшный вопрос. Я против сегрегации. В школах есть психологи, я не сомневаюсь в их профессионализме, они вас профориентируют и сразу говорят, что вот этот человек идет на такую-то профессию, а другой — на другую. А специалист по коммуникациям может быть вовсе не коммуникабельным. Он не обязательно должен быть душой компании. Но, конечно, должен быть интерес. Мы понимаем, что коммуникация – это все, чем мы занимаемся. Найти себя можно исходя из темперамента, интересов. Можно заниматься аналитикой текста. Можно заниматься спичрайтингом, то есть писать эти тексты для кого-то другого. Кто знает, может, вы будете для президентов писать тексты. Для этого не надо быть самому президентом, но надо уметь хорошо писать, надо понимать, как написанное вами будет восприниматься людьми, на что и как они могут отреагировать. А может быть пресс-служба, которая выходит к людям, проводит пресс-конференции, организует события, мероприятия или вот такие праздники науки, как у нас в эти дни в Московском университете.

— Может ли самоучка стать профессионалом в области пиара?

— Иногда возникает такая иллюзия. Мы с вами коммуницируем, общаемся. Мы дипломы друг другу не предъявляли. В то же время вопросы задаются, картинка появляется, какие-то ответы получаются. Мы каждый день общаемся с другими людьми. Мы это умеем делать потому, что мы — люди. Понятно, что человек очень многое может делать непрофессионально и монетизировать это. Кто-то продвигает себя в TikTok и даже деньги за это получает. Ему кажется, что он большой специалист, учиться ничему не надо. Это большая ошибка. Конечно, есть технологии, которым можно обучиться чисто по наитию. Кнопочки понажимал, что-то загрузил, выгрузил и получилось неплохо, тебе даже денежка упала. Но задача состоит в том, чтобы ответственно подходить к этому делу. Может быть, вы не сделаете из этого свою профессию, но как минимум вы будете понимать почему на вас близкий друг обиделся. А он обиделся, например, из-за того, что вы поговорили с ним вполоборота, не пристально, без фокуса. Таким вещам надо учиться. В каком формате получать знания — это, конечно, выбор индивидуальный. Но все-таки лучше получать знания в правильном месте, где речь не идет просто о том, как вас зацепить, добавить в какую-то группу, потом дополнительно с вас денег взять. Надо учиться в университете, потому что там хорошие традиции и фундаментальные знания.
О стендах факультетов
Алина и Арина, студентки филологического факультета МГУ:

— Мы представляем здесь кафедру византийской и греческой филологии, рассказываем про их культуру и историю , которые, на самом деле, намного интереснее, чем может показаться на первый взгляд. А также о том, что Греция это не только про древность, но и про храмы богам и так далее. Это очень богатая культурой современная страна.
Стенд факультета искусств представляли Михаил Юрьевич Трещалин, профессор факультета искусств, доктор технических наук, заместитель декана по науке и развитию и Виктория Вячеславовна Лазарева, магистр, председатель студсовета

— Чем отличается фестиваль «Наука0+» 2022 от прошлогоднего?
На мой взгляд, каждый год приблизительно одно и тоже. В тоже время, как мне кажется, в прошлом году было всё было структурировано более емко. Это с точки зрения организационной истории. Что же касается конкретно нашего факультета, то у нас как он [фестиваль] шел, так и продолжает идти. Чтоб было правильное понимание, это то видение, которое у меня сложилось на протяжении последних семи лет.
М. Ю. Трещалин
Я солидарна с Михаилом Юрьевичем, но мне кажется, что все-таки представлено больше факультетов. Я об этом читала. И это радует, мы тоже с ребятами из студенческого совета обсуждали, что внедряются какие-то новые технологии, которых не было до теперешнего времени.
В. В. Лазарева
Социальный конфликт в цифровых медиа: к постановке проблемы
Также мы сходили на лекцию декана факультета журналистики МГУ Елены Леонидовны Вартановой “Социальный конфликт в цифровых медиа: к постановке проблемы”. Она рассказала про основные проблемы, порождающие социальный конфликт медиасреды, рассказала об основных исследованиях по этой теме. После лекции Елена Леонидовна ответила на вопросы наших корреспондентов:
— Какие у вас есть лайфхаки для того, чтобы удержать внимание студентов на лекции?

— Самый главный лайфхак – это качество материала, который мы рассказываем. Лекция – особый формат педагогики, поэтому она должна быть всегда интересной, нужной, глубокой теоретической. Важно не только содержание, но и форма. Она обычно предполагает эмоциональное яркое выступление, к тому же важно умение увлечь студентов. Надо помнить о том, что все мы люди и делать маленькие перерывы, где-то пошутить, где-то, может быть, пожурить невнимательных студентов, так что лайфхаков можно сказать три: качество лекции, качество презентации и умение общаться с аудиторией.

— Какую роль играют дебаты в развитии школьников и студентов?

— Вы знаете, коммуникация сегодня между разными людьми публичного пространства, между разными людьми корпоративного пространства очень важна. Дебаты – это интересная форма коммуникации, которая предполагает использование большого объема знаний и применение своих публицистических навыков. Я считаю, что дебаты – это прекрасная форма, потому что сразу выводит разнообразные компетенции.

— Какие преподавательские традиции прошлого и настоящего останутся неизменными в будущем?

— Главная традиция - уважительное отношение преподавателей к студентам. Это выстраивает особый тип ценности в их коммуникации. Кроме этого, солидарность друг с другом и преподавательская солидарность очень важны. Постоянное стремление обновляться, повышать свою квалификацию это тоже традиция университетского преподавательского братства.
Но у каждого университета есть что-то свое, поэтому важно сохранять не только то, что нужно всем преподавателям, но и уникальные традиции своего университета.

— Блогер более приближен к аудитории. У них большое взаимодействие с аудиторией и конкурентами. В журналистике многое подвластно конкретным требованиям и фундаментальным основам. Не является ли эта формальная база барьером между аудиторией и СМИ?

— Когда говорят, что человеку не надо учиться, и считают, что ему достаточно излагать мысли грамотно, то он уже сможет быть журналистом, люди заблуждаются. Они не правы в том, что журналиста надо учить только русскому языку и давать другие знания. Его надо учить пониманию аудитории. Мне кажется, что блогер, который ведёт себя развязно с аудиторией, может снискать быструю славу, но вряд ли он получит уважение от профессионалов. Согласна, журналисту нужно понимать, что в конкретный момент интересно обществу, ведь он создаёт повестку дня и это вещь объективная. Она формируется общественными интересом и событиями. Но как до разных аудиторий донести эту повестку дня, должен уже решать журналист как профессионал. Есть ещё много вещей, которые определяют, почему журналист более сложен для аудитории, но при этом более надёжен. В последнее время мы говорим об эпидемии фейков. Ложная информация распространяется как вирус. Очень сложно понять, где фейк, а где нет. И вот как раз журналист, как правило, не позволяет себе выпускать ложную, непроверенную информацию, потому что он профессионал. А блогер, работая на популярность, привлечение аудитории, на то, чтобы словить хайп, не проверяет информацию. Он выпускает то, что в 19 веке называлось “жареными фактами”, что кажется острым, солёным, но не всегда является нормальным для аудитории.
На лекции Елена Леонидовна отметила, что искусственный интеллект не
так давно стал важной и влиятельной частью нашей жизни. Всё чаще мы его встречаем в научной сфере, но он находит применение в быту. К примеру, многие наверняка слышали о голосовом помощнике Алисе или Яндекс.Станции. Эта технология начала использоваться даже в журналистике. О том, как искусственный интеллект влияет на журналистов и чем опасно его вмешательство в медиа, мы поговорили с деканом факультета журналистики и Марией Алексеевной Крашенинниковой, старшим преподавателем, сотрудником учебно-методического отдела, шеф-редактором студенческого СМИ «Журналист Online».
Елена Леонидовна
— Сейчас в научной сфере активно используется искусственный интеллект. Как эта технология проявляется в журналистике? Чем грозит дальнейшее её вмешательство в работу журналистов?

— Существует очень много аспектов, полей применения искусственного интеллекта. Да, он может создавать информацию и помогать журналистам делать ее более достоверной и богатой. С другой стороны самая главная опасность для медиа кроется не здесь. Творческий потенциал человека сохраняет свой неоспоримый статус. Креативный подход профессионального автора, выгоднее отличает журналистский текст от созданного искусственным интеллектом. К сожалению, происходит другая история на экономическом уровне, потому что рекламные бизнес-модели, которые кормили журналистов, газеты, телевидение много-много лет, сегодня полностью подчинены искусственному интеллекту. Это значит, что реклама уходит из медиа-бизнеса, она идёт в новые цифровые среды, а журналистам не хватает денег, медиакомпании теряют доходы, и в этом смысле меняется бизнес-модель. Искусственный интеллект лучше работает на рекламодателя, чем традиционные СМИ. Возможно есть и другие аспекты, но мне кажется, что стоит учитывать творческий и экономический аспекты.
Мария Алексеевна
— Как выражен искусственный интеллект в журналистике? Насколько опасно его вмешательство в медиа?

— Если мы говорим о медиа, то сегодня СМИ, которые могут себе финансово позволить, покупать программы и алгоритмы или нанимают специалистов, которые сделают им программы, генерирующие тексты. Это может быть робот, алгоритм, который встроен в системы. Сегодня роботы занимаются письменными заметками. Это достаточно короткие, утилитарные тексты на определённые темы: финансы, спорт, погода, биржи валют, что-то достаточно техничное. У Интерфакса есть программа, которая внизу красным цветом помечает, что перед читателем сообщение, написанное роботом. Сегодня создаётся определённый вызов для журналистов с одной стороны. Но с другой стороны, как я говорю своим студентам: “Если информационная заметка — это всё, что вы научитесь писать, тогда вас уже сейчас заменил робот. Но если информационная заметка — ерунда, и вы хотите научиться писать серьёзные журналистские текст, аналитические репортажи, что-то ещё, то вас робот в обозримом будущем не заменит”. В то же время может помогать человеку находить какую-то информацию, структурировать её. Кроме того, мы знаем, что есть большие данные. Там, например, без алгоритмов журналист не справится, потому что эти данные просто невозможно посчитать и собрать чисто физически. Здесь робот выступает, конечно, не как конкурент, а как помощник.

— А если настроить робота, который будет генерировать креативные идеи вместо человека?

— Не так давно ELLE и Esquire проводили эксперимент. Они давали роботу задание, создать какой-то творческий текст. Этот эксперимент можно считать неудачным. Пока что он не может конкурировать с нами в креативности. К тому же если вы изучите работу таких роботов как Яндекс.Алиса, то вы увидите, что пока возможности этих систем весьма ограничены. А значит креативная и творческая составляющая остаётся за человеком.
Гость фестиваля(Валентина Глущенко) после лекции Е.Л. Вартановой
— Как вам лекция?

— Всё понравилось. Я много узнала нового для себя, поняла, чем журналист отличается от блогера, когда конфликт начинается и когда он заканчивается, как себя вести в конфликтах.

— Я слышал вы собираетесь поступать на факультет журналистики. И профессор, Е.Л. Вартанова, которая сейчас выступала, является деканом факультета. Какие у вас впечатления после встречи с ней?

— Она мне очень понравилась. Я все так же очень хочу пойти на журналиста. Возможно, даже в МГУ. Желание только усилилось.

— Что было интересного на фестивале?

— Много всего увлекательного, но было мало станций с филологическими науками. Та же медиасфера, языковая сфера. Хочется,чтобы в следующий раз их было побольше. В этом году больше физико-математических, биологических.

— Наука — это что?

— Наука — это сфера, в которой может развиваться абсолютно каждый, где каждый человек может найти для тебя что-то родное, интересное и начать развиваться в этом.
Гость фестиваля (Валентина Глущенко) после лекции Е.Л. Вартановой
— Как вам лекция?

— Всё понравилось. Я много узнала нового для себя, поняла, чем журналист отличается от блогера, когда конфликт начинается и когда он заканчивается, как себя вести в конфликтах.

— Я слышал вы собираетесь поступать на факультет журналистики. И профессор, Е.Л. Вартанова, которая сейчас выступала, является деканом факультета. Какие у вас впечатления после встречи с ней?

— Она мне очень понравилась. Я все так же очень хочу пойти на журналиста. Возможно, даже в МГУ. Желание только усилилось.


— Что было интересного на фестивале?

— Много всего увлекательного, но было мало станций с филологическими науками. Та же медиасфера, языковая сфера. Хочется,чтобы в следующий раз их было побольше. В этом году больше физико-математических, биологических.


— Наука — это что?

— Наука — это сфера, в которой может развиваться абсолютно каждый, где каждый человек может найти для тебя что-то родное, интересное и начать развиваться в этом.
Зачем современному человеку нужен словарь?
Зачем современному человеку нужен словарь? об этом на лекции рассказала Александра Игоревна Ольховская, заведующая лабораторией филологических исследований Государственного института русского языка Им. А.С. Пушкина, кандидат филологических наук.
Нужен ли современному человеку словарь? В век высоких цифровых технологий, актуальность традиционных авторитетных источников знаний как будто постепенно снижается. Возникает впечатление, что словари-энциклопедии остаются в далеком прошлом, на пыльных книжных полках, а современные люди, выходит, должны пользоваться какими-то другими более совершенными инструментами. А ведь большинство таких авторитетных словарей находятся в открытом доступе, в онлайн формате. Справедливо ли это?

«Словарь — это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг» так писал в одном из своих эссе, которое посвящено празднованию дня словаря, Михаил Наумович Эйнштейн, наш современник. Словарь создается с опорой на большой корпус текстов: он собирает все слова, находящиеся в книгах, а мы потом с опорой на него создаем свои текстовые произведения.
Похожие мысли высказывал французский писатель, книжник и литературовед Анатолий Франц, когда писал, что «Все книги как бы заключены в словаре, нужно только уметь извлечь их оттуда». А ведь правда, внутри словаря в потенциальном, зачаточном виде «сидят» все наши книги.

Конечно, читая словарь мы обогащаем наш словарный запас, повышаем нашу культурную речь, мы буквально «возделываем свой звуковой сад». Привычка пользоваться словарями является одной из самых полезных среди тех, которые можно получить, приобретая хорошее, качественное образование.
Многие учёные уважали словари, читали их, как занимательную литературу. Например, С. А. Есенин и А.С. Солженицын высоко ценили словарь В.И. Даля, использовали его при написании своих стихотворения и читали его как настольную книгу. Словарь помогает нам понимать слова в чужой речи и употреблять слова в своей речи.

Но зачем всё-таки человеку, родившемуся и живущему в России, говорящему на русском языке словарь? Для понимания неологизмов, или же наоборот, открытию для себя значений устаревших слов. Однако дело ещё в цифре... «Сколько капель в море, сколько звёзд на небе — столько и слов в нашем языке». В словаре В.И. Даля 220 тысяч слов, а там даже нет многих терминов, и имен собственных! Около 600 тысяч слов в словаре синонимов В.Н. Тришина. При этом человек имеет словарный запас в среднем около 4000 слов. Такой дисбаланс формирует ситуацию, когда мы нуждаемся в какой-то помощи, ведь человеческая память, к сожалению, ограничена. Ушат, корыто, лохань — куда обратиться, чтобы узнать, что означают эти слова? Главными толковыми словарями являются Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, Лексикографический словарь русского языка С.И. Ожегова, Малый академический словарь и Толковый словарь под редакцией С.И. Кузнецова. Все эти словари есть онлайн, бесплатно, а последний находится на грамоте.ру.
Словари нужны для понимания неизвестных слов, устаревших, чьи значения мы вряд ли встретим в жизни, но которые присутствуют на страницах литературных произведений. Но ситуация может быть связана и со сложностью восприятия современных слов, тем более, когда эти слова относятся к сленговой или жаргонной культуре. К сожалению, современная лексика намного хуже отражена в словарях. Дело в том, что на создание словарей нужно время, на это может уйти 5-10 лет... За это время, люди уже сами поймут значение этих быстро появляющихся слов, однако и для таких слов существуют словари современных слов, например, Словарь новейших иностранных слов Е.Н. Шагалова 2017 и онлайн-словарь СловоНово.

Так зачем нужен словарь современному человеку? Чтобы разбираться в том, что непонятно и расширять словарный запас.
После лекции нам удалось немного пообщаться с Александрой Игоревной:
— Как вы относитесь к появлению сейчас необычных словарей, таких как словарь русских матерных слов?
Вы знаете, я тут следую простому принципу: если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно. Люди все разные, у них разные потребности разные желания. Я думаю, что наш язык — это достояние всей широкой общественности. Если есть категория людей, которые хотят читать и писать, например, матерный словарь, значит этот словарь нужен и он имеет место быть. Но это не значит, что его стоит использовать как инструмент обучения.
— Стоит ли современному человеку заглядывать в новые словари?
Думаю, что это обязательно! Важно, чтобы эти словари были со знаком качества. С этим, к сожалению у нас проблемы, потому что сегодня к изданию и выпуску словарей получили доступ самые разнообразные слои населения. А никакой экспертной комиссии, которая бы допускала или не допускала этот словарь к изданию сейчас нет. Человек, у которого нет ориентиров, филологического образования оказывается один на один с этим многообразием. В этой ситуации он каким-то образом должен сделать выбор сам.
— Как же простому читателю правильно выбрать современный словарь?

Нужно вести работу с библиотеками, магазинами. Но пока эта деятельность (издание словарей) коммерческая, я боюсь, что только просвещение, обучение и поиск информации самостоятельно являются главными ориентирами в выборе правильного словаря.
Корейская популярная культура: от музыки до Вебтуна
Глобальные изменения климата и вечная мерзлота – что можно ожидать?
Экологические проблемы океана
Made on
Tilda