РАН
Как искать воду на Луне и Марсе?
Зачем искать воду на других планетах?
1) Найти жизнь, ведь жизнь произошла их воды. Если мы сможем найти водные запасы за пределами земли, это будет означать, что в этом месте благоприятные условия для возникновения жизни.
2) Рано или поздно нужно будет выходить за пределы земли, чтобы избежать катастрофы. «Если хранить яйца в одной корзине, то вы все потеряете».
«Мы ищем воду в космосе, чтобы найти прошлую и обеспечить будущую жизнь»
Вода на Луне:
• Вода на поверхности Луны ничтожна.
• Сменилась концепция: теперь не считается, что Луна абсолютно сухое тело.
• Луна это тело у которого нет ни магнитного поля, ни атмосферы.
• Основу составляет кремний.
• В 1998 году человечество начало искать воду на Луне.
• В 2009 Индийский аппарат зафиксировал распределение OH/H2O.
• Если мы найдём воду, то сможем рассмотреть механизм ее образования, а так же поспикулиповать на тему ее образования на Земле.
«Водяной лёд может храниться под сухим слоем».
Поиск лунной воды носит и научный и прикладной характер.
• В 21 веке стартовала новая лунная гонка.
• Теперь космический клуб включает гораздо больше участников. Кроме США и России свои собственные амбициозные лунные программы имеют ещё несколько стран.
• Существенно расширился уровень международного сотрудничества. Например в программе НАСА Артемида многие ключевые элементы будут создавать ЕКА, канадское и японское космическое агентство.
• Принципиально новый уровень технологий, новые материалы, электронная база, компьютерные моделирования, роботизация.
• Появился космический рынок. Для реализации автоматических и пилотируемых миссий лунной программы активно привлекаются крупные частные компании.
• Параллельно с лунной программой запущена программа поиска и использования лунных ресурсов для строительства и функционирования лунных баз.
• Планы по дальнейшей экспансии(экспедиции к марсу) требуют отработки соответствующих технологий , включая длительное пребывание космонавтов на поверхности другого небесного тела.
Как искать воду на Луне и Марсе
Коммерческий аппаратов цель - поиск воды за пределами земли ищем воду чтобы наитий жизнь. значит благоприятные условия для жизни или для ее поддержания
Космонавта спрашивают зачем летать на луну?

«Потрачу то если человечество будет все жить в одном месте, то мы все потеряем»
многие страны планируют миссии чтобы выйти за пределы (луна, марс)
если людей отправить на другую планету, мы не сможем привезти им все что необходимо, поэтому им надо что то добывать там самостоятельно (вода)
вода - один из важнейших

Луна - это сухое тело, воды практически нет (ничтожная доля воды в грунте)
вечно затенённые области на луне - туда никогда не попадёт солнечный свет
последние десятилетия считается что луна это не полностью сухое тело, надо искать воду на полюсах построить там лунные базы.
Обнаружение воды на полюсах луны?
1998 г- Lunar Prospector
2009г - Chadrayan индия (открытие попало на обложку журнала sience)
Гипотезы об источниках водяного льда на луне:
1. столкновение комет и астероидов с луной, или экзогенная вода
2. взаимодействие протонов солнечного ветра с поверхностью земли
3. вода образовавшаяся одновременно с луной или эндогенная воды
Прибор ЛЕНД на миссии НАСА «ЛРО» 2010
Цель коммерческих аппаратов — поиск воды за пределами земли ищем воду чтобы наитий жизнь. Значит благоприятные условия для жизни или для ее поддержания.
По результатам фото в чем отличается лунная гонка в 21 веке?
1. больше участников
2. мощные компы
3. роботизация
Марс

Многие страны разрабатывают свои лунные программы. У китайцев последняя успешная миссия - Chang’e 5 (принадлежит лунный грунт привезли на землю). Россия в июле 23 года миссия Луна25, должна сеть в полярную часть.

В 2001 году были запущены аппараты. Есть тот, который произвели в России ХЕНД и ИКИ РАН (разрабатывался с 1998-2001). Тогда нашли много мест, где есть лёд, и составили карту (получилось намного больше, чем было до этого).

Посадили аппарат в кратер Гейл (считается что там раньше было озеро, может там остались признаки жизни).
Комментарии от Максима Литвака

— Как вы думаете, как скоро человек сможет освоить космос до того уровня, чтобы искать водные ресурсы на других планетах?
— Во-первых мы уже умеем искать, другое дело, что их нужно использовать. Мы можем сказать где они находятся и сделать такой аппарат космический, который полетит. Но сейчас стоит уже более грандиозная задача: полететь там, где это находится и, условно говоря, жить. Вот это вот следующий шаг.

— Скажите, пожалуйста, что будет создаваться на Луне после миссии Луна-25?
— Миссия Луна-25, там есть миссия Луна-26, Луна-27. Это как завоевание, они будут плацдарм расширять. То есть каждая миссия будет более сложной и технологически научной. В конечном итоге мы определимся, где строить лунную базу.

— Чем будет заниматься человечество на лунных базах?
— Во-первых, человечество на этих базах будет длительно пребывать. У нас есть опыт пребывания человека на МКС, но у нас нет опыта пребывания человека где-то дальше. Астронавты, которые летали пробыли не такой большой срок, чтобы понять, пожить долго, понять насколько мы к этому приспособлены.

— Как вы считаете, база появится быстрее на Марсе или на Луне?
— Она быстрее появится на Луне, так как это технологически проще.

— Лунные базы будут построены для всех людей или исключительно для астронавтов?
— Сначала это будут астронавты, а дальше этот круг профессий будет расширяться. Это как на МКС, сейчас отправили актеров, туда тоже наверняка отправят сниматься.
Декана психфака МГУ Юрий Зинченко о роли науки в жизни школьника:

Ребятам школьного возраста максимально важно участвовать в подобных мероприятиях, так как они объединяют и досуг, и учебу, и науку. Возможности, которые здесь есть, представлены в доступной для всех людей форме. Задача ученых – донести все прекрасное, что есть в их науке, с юмором это рассказать, чтобы это зашло, чтобы наука ожила в головах тех людей, кто не особо ей интересуется, которые от нее далеки. Это очень важно, это и популяризация науки, это и ответ на вопросы «зачем наука нужна обществу», «зачем наука нужна каждому из нас, даже тем, кто не учится в университете».
Организаторы о фестивале
Организатор 1

Как вы сюда попали?
Я попала сюда как студентка МГУ, благодаря организации Профком, которая выпустила пост про фестиваль NAUKA0+, где можно принять участие и в принципе попасть сюда и что-то сделать. Я заполнила форму и меня пригласили на эту точку. Это прототип марсохода, который разрабатывается также студентами университета из разных факультетов для конкурса в котором будут воссозданы условия Марса и где он должен будет пройти испытания. У него уже есть программа, сам это лишь макет, но очень схожий с настоящей моделью.
Что для вас самое интересное на этом фестивале?
Сам марсоход. Меня сюда и поставили потому, что мне это интересно.

Что для вас NAUKA0+?
Это возможность узнать о различных новых технологиях, ощутить их, и чтобы даже самые маленькие дети могли увидеть это, принять участие и понять, что наука не стоит на месте, движется вперёд, и что это действительно классно.
Организатор 2

Как вы сюда попали?
Мы уже не первый год участвуем, для нашей кафедры это уже традиционная активность. У нас на факультете каждый год собирают заявки ещё весной и мы прорабатываем программу в течение нескольких месяцев.
Что вы представляете?
Мы представляем кафедру общей экологии и гидробиологии в РАНе. У нас можно познакомиться с разнообразием морских и пресноводных обитателей, как растений, так и животных. У нас представлена коллекция морских беспозвоночных, которая была собрана нашей кафедрой ещё в середине прошлого века. Есть различные многощетинные черви, ракообразные, и все достаточно красивые. Ещё можно посмотреть на гербарий морских водорослей. Из пресноводных представлены личинки пресноводных насекомых и зоопланктонный рачок Daphnia magne.
Также можно посмотреть на живые культуры микроводорослей под микроскопом, увеличенные примерно в 400 раз, а Daphnia в 30 раз, благодаря чему можно рассмотреть её ультратонкое строение. Нам хочется привлечь внимание к проблеме комплексности в живой среде, потому что когда выпадает одной звено из экосистемы, это может повлечь за собой падение всей экосистемы в целом. Поэтому нам хотелось бы, чтобы люди больше знали о том, кто живёт вокруг нас в пресных и морских водах.
Организатор 3

Как вы сюда попали?
Мы представляем биологический факультет кафедры гидробиологии. Мы рассказываем обо всем, что связано с подземными водами, что в их химическом составе. У нас можно провести опыты: померить жёсткость воды, то есть сколько в ней содержится кальция и магния и их соединений, а также померить водородный показатель(PH воды), дальше можно посмотреть какие минералы образуются благодаря тому, что у нас есть подземные воды. Например, у нас есть очень интересный минерал гейзерит, образовавшийся из-за остывшего гейзера, который, выходя на поверхность, оставляет после себя соли, которые затем кристаллизуются.
Как вы сюда попали?
Я учусь на кафедре гидробиологии и это уже моя вторая выставка, в которой я участвую. В прошлом году я тоже рассказывала про это, мне нравится взаимодействовать с людьми и делиться с ними, узнавать от них что-то новое, потому что порой гости знают даже больше, чем мы.

Продолжите фразу: "NAUKA0+ это..."
Это общение и это классно.
Made on
Tilda