Безграничные картинки: как комиксы захватывают книжные полки
70% процентов — рост популярности за 9 месяцев. Миллионы поклонников по всей стране. Миллиард рублей дохода в год. А вы говорили — это просто картинки.
Примерно так сейчас можно ответить тем, кто до сих пор считает комиксы детским, несерьёзным увлечением. Мало того, что это очень перспективное направление в книжном бизнесе, это прежде всего отдушина, это — часть жизни, это — способ смотреть на мир.
Комиксы и манги постепенно стали "глобализироваться", перемешиваться, синтезироваться, в общем превращаться в кино- (и даже) мультивселенные. Люди разных возрастов озвучивают, рисуют, изучают, коллекционируют и просто читают графические романы. Комиксы становятся способом самовыражения, помогают читателям по-другому смотреть на искусство. А ведь это действительно искусство — сделать картинку живой и говорящей, одушевить изображение и героев на нем.
Комиксы — это давно больше, чем просто хобби.
Не верите? Тогда мы идём к вам!
Наша команда провела небольшой опрос, по результатам которого «народным» лидером стали восточные комиксы. Сейчас аудитория больше увлечена мангами, однако и старый добрый Marvel удерживает планку «комиксного» гиганта. А так как выбор графических романов сейчас поистине большой, неудивительно, что вариант «другое» находится на втором месте. Приятно радует глаз отечественный производитель — Bubble только на 2% отстаёт от Marvel и в 2 раза обгоняет DC. Да, мы тоже поражены результатами.

Продолжаем делится любопытными фактами: комиксы привлекательны для многих именно своей атмосферой. Одного хорошего сюжета не всегда достаточно, людям нравится смотреть «фильм на бумаге». Как отметил один из опрашиваемых: «Это самое настоящее искусство. Комиксы — это способ передать историю через визуальную составляющую». Графические романы «объединяют в себе и писательское искусство, и изобразительное». Конечно, среди читающих есть и те, кто ценят «простоту восприятия» и «эффектность», «удобный формат» и «наглядность». Ведь комиксы могут быть не только объектом изучения, но и другом, который поможет «разнообразить повседневное чтиво». Вывод один — читайте «книжки с картинками» и определяйте их роль в своей жизни!
Оптимисстер — Денис Колмыков — комиксист, блогер, автор ютуб-канала «Оптимисстер» с аудиторией в более чем 400 тысяч человек. Автор-сценарист таких комиксов как «Баки с Рылеева», «Приключения Шоко», «Петля». В 2020 году основал своё «Издательство АУФ».
Какой был первый комикс, который попал к тебе в руки?

На самом деле, всё просто — это был «Микки Маус», третий выпуск. Я не помню, почему третий, но он мне попался, когда я из детского сада шел – либо бабушка, либо мама купила. А потом у друзей начал видеть «Черепашек-ниндзя», одному другу ближе к нулевым стали привозить тогда выходившие комиксы по DC, про Бэтмена, причем мрачные. Мы очень удивлялись, ничего такого до этого не видели. И как-то потихоньку-потихоньку. Был даже взрослый комикс по «Джеймсу Бонду», и почему его продавали в киосках было непонятно. Но как-то урывками всё находили.
Почему вас так увлекли комиксы?
Комиксы увлекли, потому что это был какой-то новый формат...
Возможно, я просто просёк фишку, что это можно создавать, не умея делать мультфильмы – но это всё ещё динамично, всё ещё рассказ истории. Мне очень понравилось, что в комиксах я узнаю гораздо больше про знакомых мне персонажей – про тех же самых черепашек-ниндзя – чем в мультфильмах. И мультфильмы находить сложнее было, это всё-таки были девяностые и нулевые. Комиксы тоже были чем-то недоступным, но мультик ты нарисовать не мог сам, а комикс – мог, и показывать друзьям.

У меня несколько раз было, что я пытался бросить комиксы – «всё я уже взрослый, избавляюсь от них, я это перерос» – и всё равно к этому возвращался.
Как вы относитесь к коллекционированию комиксов?
По поводу коллекционирования комиксов – это очень хорошая инвестиция, я считаю. У меня очень много комиксов, которые я сейчас, с удовольствием, могу продать и, наверное, я это даже сделаю, потому что некоторые вещи мне уже не нужны, а людей они могут порадовать. И в целом, покупаете комикс, ставите автограф, желательно сделать это на каком-нибудь фестивале, и чем больше автографов от разных авторов, тем дороже.
Почему, на ваш взгляд, комиксы увлекают молодежь больше, чем книги?
На самом деле, мне кажется, что не только молодежь…Я вот стараюсь писать комиксы для людей, которые не читают комиксы. Мне интересно привлечь новую аудиторию, так как стандартной супергероики у меня очень мало. Разве что комикс «Доктор Санитайзер», да и его мы сделали буквально за два вечера. Я даже думаю, что комикс действительно нужно популяризировать в России, в странах СНГ, как что-то всевозрастное. Хотя я понимаю и коммерсов, которые хотят, чтобы аудитория у комиксов была шире, а самая активная аудитория это, естественно, дети. Но тем не менее, я думаю, что и сами комиксы привлекают не только молодежь.
К тому же, я бы не сказал, что комиксы читают больше, чем книги. Дело в том, что книгу в современном мире можно не только читать, но и слушать, смотреть по ней фильм — всё это фоном. А вот комикс требует от тебя максимального вовлечения, это не удобоваримый вид искусства. То есть комикс сейчас это легкодоступная вещь, возможно дешевая, но читают её те, кто на этом вырос. Так что сейчас это явно не что-то очень распространение, пик популярности комиксов прошел, фильмы Marvel и DC сейчас точно уже не самый востребованные. Есть, конечно, альтернатива в виде сериала «Пацаны», но… Как будто бы люди устали от стандартных комиксов. Да и комиксы сейчас почему-то делают исключительно ради формата.
А мне хотелось бы, чтобы комиксы были только «ступенькой», частью целого мира. Идеально, когда хороший комикс дополняет хороший фильм.
Почему людей вообще увлекают киновселенные и фильмы по комиксам?
Лично я увлекся киновселенными отнюдь не благодаря комиксам. Первыми «вау-кроссовером» для меня стала киновселенная «Монстры Universal» 1930—1940-х годов. Среди героев там Дракула был, Франкенштейн, Человек-волк, Мумия. И вот после тех фильмов я стал прямо мечтать о том, чтобы подобные пересечения в своих работах. Мне действительно нравится, когда автор задумывается о судьбе своего персонажа. Не уверен, что могу сказать, почему у людей так происходит, ведь нужно много контекста знать, чтобы за всем этим следить. Да и в большинстве случаев, в таких фильмах сейчас нет центральной мысли. Из-за этого в каждом своем комиксе я стараюсь эту ключевую мысль развить, чтобы потом всё-таки закольцевать свою авторскую вселенную.
Можно ли сказать, что ваш ютуб канал и увлечение комиксами из хобби переросли в работу?
Да, безусловно, это уже работа. Я больше ничем и не занимаюсь, весь прошлый год жил исключительно за счет своих книжек. В этом году уже 50/50 ютуб и книжки, так как некоторые комиксы мы хотим переиздать. Но я, в каком-то смысле, человек счастливый, потому что у меня максимально свободный график, я могу не спать до 6 утра, а потом спать полдня(что, кстати, редко получается). А на обычном рабочем месте я последний раз был в 2015 году, и не жалею. После этого я пустился в свободное плавание, потом занялся комиксами, ИП открыл. Всё это происходило постепенно, но сейчас для меня это уже даже не просто работа, это бизнес.
Qewbite — Влад Кащенко — блогер, автор ютуб-каналов «Qewbite» и «Всякая всячина» общей аудиторией в более, чем 4 млн. человек.
Как вам кажется, какая была бы судьба у киновселенных, если бы не было комиксов?

Думаю, киновселенные как формат существовали бы без проблем. Франшиза «Форсаж» тому яркое подтверждение. Там нет основы из сотен выпусков комиксов, да и запустилась эта вселенная раньше, чем Киновселенная Марвел, например.
А если касаться только кинокомиксов, то без первоисточника не было бы Железного Человека, Капитана Америки или Мстителей, которые добились огромного успеха в кино. Аналогичным образом, вселенная DC в значительной степени опирается на комиксы DC Comics. Комиксы служат лишь прочным фундаментом и бездонным колодцем с идеями, но без них разнообразные франшизы в кино обходились бы спокойно.
Как вам кажется, это комиксы влияют на киноиндустрию или киноиндустрия на комиксы?
Отношения между индустрией комиксов и киноиндустрией являются симбиотическими (уловили отсылочку?). Например, успех кинематографической вселенной Marvel привел к росту интереса к комиксам Marvel. Продажи комиксов с такими героями, как Железный человек, Капитан Америка и Мстители, выросли благодаря их популярности в кино. Аналогичным образом, успех фильмов о Бэтмене в 1980-х и 1990-х годах привел к росту продаж комиксов о Бэтмене.
Индустрия комиксов часто служит испытательным полигоном для новых идей, персонажей и сюжетных линий, которые впоследствии могут быть адаптированы в кино. С другой стороны, киноиндустрия способна воплотить эти идеи в жизнь в больших масштабах и познакомить с ними широкую аудиторию. Бум кинокомиксов Марвел в кино вызвал обратный эффект, и теперь издательство берет многие идеи и образы из Киновселенной для создания комиксов.
Как вы относитесь к экранизации комиксов?
Как и при любой адаптации, всегда найдутся люди, недовольные тем, как их любимые персонажи или сюжеты представлены на экране. В целом, я считаю, что экранизация комиксов положительно повлияла на индустрию. Например, такие фильмы, как «Мстители» и «Черная Пантера», познакомили новую аудиторию с миром комиксов и повысили узнаваемость персонажей и историй, которые любимы поклонниками на протяжении десятилетий. Кроме того, успех фильмов привел к увеличению финансирования индустрии комиксов, что позволило создателям рассказывать новые и захватывающие истории.
Как вы думаете, в чем основная особенность фильмов по комиксам, в отличие от других жанров кино?
Думаю, никаких отличий нет. Жанра «кинокомикс» не существует. Да, есть готовая формула, которая включает в себя экшен, юмор и немного драмы, но особенно в последние годы кинокомиксы стараются быть разнообразными и использовать больше элементов конкретного жанра. Например, «Джокер» Тодда Филлипса нельзя назвать стандартными кинокомиксом и без привязки к персонажу из DC это был бы фильм про сломанного человека. А вообще массы любят кинокомиксы за ярко выраженный визуальный стиль, с яркими цветами и фантастическим дизайном. И если брать кинокомиксы большой двойки (Marvel/DC), то это всегда погружение в мир эпика, фантазии и горы из комиксов за плечами.
Чем вас зацепили фильмы по комиксам?
Меня привлекает чувство побега от реальности и приключения, которые они предлагают. Они переносят меня в мир героев и злодеев, где возможно все. Многие герои комиксов существуют уже несколько десятилетий, и их развитие происходило на протяжении множества комиксов, что позволило создать невероятно богатые и детальные образы в кино. Каждый персонаж уникален и абсолютно разные люди могут найти себе кого-то по душе для вдохновения или простого успокоения. После просмотра «Человека-Паука» Сэма Рэйми в моем детстве все хотели стать кем-то похожим, а такая добрая мотивация и посылы всегда хорошо влияют при взрослении. Конечно, мне нравится чувство общности, которое окружает фильмы по комиксам. Они объединяют людей и создают общий опыт, который является действительно особенным.
Какой бы один фильм по комиксам вы бы выделили?
Трудно выбрать только один фильм по комиксам. Особенно, если ты смотришь их долго и много, как я. Можно взять в пример уже культового «Темного Рыцаря», режиссера Кристофера Нолана. Это шедевр повествования, и уникален он тем, что здесь сильнее блистает злодей, а не герой (я об игре невероятного Хита Леджера в роли Джокера). Фильм исследует такие сложные темы, как мораль, справедливость и природа героизма, заставляя самостоятельно размышлять об этом.
Комиксы – это особое измерение, внутри которого сосуществует множество разных, непохожих друг на друга вселенных. И описание людей, увлекающихся комиксами, невозможно уместить в одно определение «гик». Как и характеризовать любое другое творчество рамками стереотипов.

Поклонники комиксов «читают» иллюстрации, вдохновляются, представляют разные миры и истории, перенося их с помощью воображения в трехмерное пространство, и после зачастую создают что-то своё, уникальное и необыкновенное. Как например «отец» киновселенной «Марвел», который с детства увлекался комиксами. Сценаристы, иллюстраторы создают на бумаге нереальные вселенные с реальными вопросами и проблемами, а любители комиксов ищут в героях себя, учатся справляться с трудностями, не сдаваться, исследуют грани добра и зла. И этот тандем способен сделать наш мир чуточку лучше и радостнее.
  • Ольга Кулишенко
    Автор материала
  • Виктория Андрианова
    Автор материала
  • Мария Березовская
    Автор материала
  • Милана Суюсанова
    Иллюстратор
Made on
Tilda