Виктория малушенко
маленькая редакция
Единственный гусляр в Долгопрудном
Интервью с гусляром Татьяной Филимоновой
У каждого в окружении есть знакомые, которые играют на фортепиано, гитаре, может быть даже скрипке или виолончели. Но знакомые гусляры у вас вряд ли найдутся, не так ли? Однако гусли — это очень красивый и сложный инструмент, играть на котором умеют единицы.

Мы поговорили с Татьяной Филимоновой, юным гусляром, которую действительно можно назвать уникальным музыкантом.

Мой инструмент пока ещё развивается. Он еще не изучен досконально. Ещё можно найти новые звуки, новые краски
Почему ты ушла в колледж, а не осталась в лицее, в котором училась?

— Изначально в 11 лет я очень хотела стать пилотом. Я сильно этим интересовалась, даже институт себе подобрала, но в 14 лет от этой идеи меня начала уводить музыка. Тогда я поняла, что это моя атмосфера, что я уже в этом живу. И получилось так, что в конце февраля 2019 года меня пригласили в оркестр русских народных инструментов под руководством Антона Михайловича Седова, который находится у меня в музыкальной школе. Огонь в глазах стал ещё больше. Спустя 4 месяца, после того, как я освоилась на новом инструменте, мой дирижер заметил, что я заинтересована в игре на клавишных гуслях и дал мне сольное произведение. Но чтобы его исполнить, я должна была заниматься с педагогом из колледжа, в котором я учусь. Ещё тогда, когда я ездила заниматься с преподавателем, я поняла, что именно тут, в этом колледже я должна учиться в следующем году. Только здесь и нигде больше. Даже мой преподаватель, Елена Владимировна Гришина, спросила меня тогда, не хочу ли я поступить на гусли. Я подумала и приняла решение, что поступаю именно сюда, потому что это моя атмосфера.

— Как ты узнала, что поступила в колледж на бюджет?

— 28 августа, время половина второго ночи, я сижу, нервно перезагружаю сайт колледжа, чтобы узнать, кто поступил, а кто нет. Вот уже время где-то два часа, я снова обновляю сайт со списком поступивших. Смотрю и вижу, что у меня бюджет. Мои эмоции было не описать. Я была тогда на даче. Я прыгаю у себя в комнате, а все спят. Пишу своему преподавателю в два часа ночи, которая тоже не спала и смотрела списки, и говорю, что поступила. А она мне сказала быстро сообщить об этом маме. Ну, я послушалась преподавателя и пошла будить маму. Мама просыпается и говорит: «Где пожар?», а я ей говорю, что у меня бюджет. Она заплакала, мы с ней обнялись, а потом пошли спать, всё-таки было два часа ночи. А в тот день мы праздновали день рождения моего старшего брата, который был днём ранее, и вот уже во время праздника я всем рассказала, что поступила и была счастлива.

— Как у музыкантов в вашем колледже проходит сессия?

— К сожалению, у нас сейчас дистанционное обучение, поэтому настоящую атмосферу сессии я ещё не до конца почувствовала, но могу сказать, что экзамены по теоретическим и общеобразовательным предметам у нас проходят так же как и у всех, то есть по билетам, или с помощью контрольных. Но самое интересное - это экзамены, которые мы сдаём на своём инструменте. Мы с нашими преподавателями делаем видеозаписи наших занятий, а затем выкладываем их на Ютуб. Потом мы отправляем ссылки на эти видеоролики экзаменаторам в группу в ВК за два дня до экзамена.

— Ты играешь на клавишных гуслях, расскажи о своём инструменте

— Клавишные гусли – это инструмент, уже давно изобретенный Николаем Фоминым более ста лет назад. Можно сказать, что это большой стол со струнами. Бывает три вида гуслей: Садко, прототипные гусли, есть концертные гусли, на которых я играю в оркестре, кстати, они весят 85 кг, и ещё есть гусли Гергенс, они ещё больше. Этот инструмент, насколько я знаю, достаточно редкий. Кстати в колледже в начале учебного года мне сказали, что я первая гуслярша, то есть я первая студентка за историю колледжа, которая поступила на этот инструмент. Также я единственный гусляр в Долгопрудном. Мой инструмент пока ещё развивается. Он еще не изучен досконально. Ещё можно найти новые звуки, новые краски.

— На каких инструментах ты играешь кроме клавишных гуслей?

— Я профессионально играю на фортепиано, и на любительском уровне на балалайке, домре, чуть-чуть умею на баяне и сейчас также осваиваю гитару.


Мир народников и особенно мой инструмент дали понять, что я чувствую с ними себя свободнее.
Какая у тебя есть веселая история, связанная с колледжем, о которой ты можешь рассказать?

— Эта история произошла, когда мы ещё учились очно. Получилось так, что у моего преподавателя, которая играет в оркестре имени Некрасова, начались частые репетиции, и она в один день не успела приехать в колледж. Она разрешила нам заниматься без неё, потому что наш кабинет был свободен. Я пришла в час дня. Тишина и спокойствие вокруг – блаженство. И тут приходит мой одногрупник Егор, а он ударник. И начал он играть на барабанах, на ксилофоне, на литаврах и всё это было очень громко. А я сидела за своими "гуселёчками" и пыталась услышать, что вообще я играю. И так мы с ним занимались 7 часов, но занимались мы методом вахты. Он, как и я, владеет несколькими инструментами, поэтому во время занятия мы постоянно менялись. То он за мои гусли, а я за фортепиано или за его ксилофон. Это было прекрасное время.

— Почему ты решила стать именно народником, а не пианистом к примеру?

— За год до поступления я выступала и в качестве пианистки, и в качестве гусляра. Но ближе к поступлению я, конечно, понимала, что фортепиано – красивый инструмент, его можно услышать во всех регистрах, тем более я за ним занималась много, но мир народников и особенно мой инструмент дали понять, что я чувствую с ними себя свободнее. Вот она – моя атмосфера. Народники – люди, которые владеют несколькими инструментами, а я же тоже такая. Наверное, даже из-за этого я в колледж пошла на инструменты народного оркестра. За месяц до поступления я позвонила преподавателю, с которым занималась на фортепиано и сказала, что не буду поступать на него. Я считаю, что сделала правильный выбор. Мне достались лучшие преподаватели, о которых я уже давно все знала по рассказам. И собственно я не жалею.

— Ты выступаешь с оркестром. А где вы уже выступали?

— До коронавируса мы выступали почти каждую неделю. Бывало, что нас приглашали в школы, гимназии, детские сады, всё-таки детей нужно приобщать к музыке. Часто нас приглашают на день Защиты детей, 9 мая, Новый год, иногда были и сольные концерты. Кстати, одно из самых важных событий произошло 1 сентября 2019 года. Был юбилей Российского гимна. Его праздновали в Санкт-Петербурге на «Газпром Арене», и пригласили оркестры из разных городов России, чтобы объединиться и побить один из рекордов Гиннеса. Наш оркестр тоже пригласили, потому что мы были достаточно известны. Я тогда только научилась играть на домре и меня взяли с собой, мои инструмент клавишные гусли мы не брали, так как он очень тяжёлый. Именно тогда мы побили рекорд из книги рекордов Гиннеса. Также каждое лето у нас проходят какие-то поездки на теплоходе по городам России.


If a building becomes architecture, then it is art
Расскажи о своей летней поездке на теплоходе, которая была в этом году.

— Получилось так, что вступительные экзамены пересеклись с этой поездкой. Теплоход отходил 10 августа, а последний экзамен у меня был 13. И мы договорились с дирижёром, что я и мама подсядем на теплоход 15 августа в Старой Ладоге. Оттуда и продолжилась наша поездка. Мы были в городе Кижи, в Калязине и в других городах.

— Сколько концертов у тебя было?

— Из-за коронавируса в этом году у меня было всего 4 концерта. А раньше у нас был минимум один концерт в неделю.

— Недавно тебя и твой оркестр показывали на телеканале Долгопрудный. Как ты к этому относишься?


— Нас очень часто снимают. Это единственная возможность выступать, потому что из-за коронавируса нас никуда не пускают, хотя многие школы хотят, чтобы мы играли, но вирус ломает все планы. Поэтому запись для нас – единственный шанс.

— В рок-группах любят солистов, гитаристов, а кого любят в оркестре народников?

— У нас любят тех, кто хорошо играет. У меня в оркестре любят баяниста и ударника. А в колледже у нас кто из мальчиков хорошо играет за тем девочки и смотрят. Также и с мальчиками.

— Насколько востребован музыкант, который играет на клавишных гуслях?


— Очень востребован. Гусляров, играющих хорошо можно пересчитать по пальцам. Таких человек шесть. Мой инструмент очень востребован. А особенно важны те, кто на нем прекрасно играет, использует разный приёмы. В каждом оркестре ждут гусляра. Это не так, как с фортепиано. Пианистов очень много, а вот гусляров хороших нет. Это, кстати, одна из причин, почему я стала народником. Я хочу развить свой инструмент.

— У пианистов классики – Бетховен и Моцарт. Кто классик у клавишного гусляра?

— По сравнению с фортепиано у клавишных гуслей история поменьше. На мой взгляд, самая значимая фигура для гусляра – Вера Николаевна Городовская. Собственно с неё началась эпоха. Она написала много произведений для гуслей, домры, балалайки. Когда я смотрю на произведение, я могу точно сказать, кто его написал: Городовская или новые гусляры. Также очень важна её ученица Майя Ивановна Воронец, к ней позже добавится Алла Викторовна Догадова, они вместе играли в оркестре имени Осипова. И как раз ученица Майи Воронец моя преподаватель Елена Гришина.

— Может ли быть у клавишного гусляра сольная карьера или он играет только в оркестре?

— Конечно, может быть. Вообще гусли – оркестровый инструмент, но мы ищем новые приёмы игры на них. Этот инструмент естественно может звучать один, без всего оркестра. Он сам по себе очень благородный, у него красивое звучание. Гусли достойны быть сольным инструментом.


На каких музыкантов ты сейчас равняешься?

— На своего преподавателя. Она около 20 лет отдала гуслям, а по образованию она балалаечница. Среднее образование у нее балалайка, а высшее - клавишные и щипковые гусли. У нее прекрасное звукоизвлечение. Она долгое время работала сама без преподавателя, и медиатор она правильно берёт. И я понимаю, что она – мой образец. Тот человек, на которого я должна ровняться.

— Ты часто опаздываешь на репетиции?

— Я вообще никогда не опаздываю. С 2019 года на занятия с оркестром, из музыкальной школы, я опоздала два раза. Тогда у меня были экзамены, а это уважительная причина. А на оркестр, который у меня в колледже, ещё ни разу не успела опоздать.





Что ты делаешь между парами?

— У нас очень строгий преподаватель по сольфеджио. И поэтому между парами мы обычно учим сольфеджио, то есть поём аккорды и интервалы. Иногда я учу какие-то произведения, могу пойти поиграть на балалайке или домре, могу конспекты пописать.

— Что ты делаешь в свободное время от колледжа и от музыки?

— А у меня, кстати, не проходит время, чтобы я была без музыки. Я не помню, чтобы я что-то делала не связанное с музыкой. Я могу что-то почитать, или посмотреть кино, на которое нам отправляют ссылки, но они тоже связаны с музыкой. Мой друг иногда в шутку называет меня человек-оркестр. Когда я научилась играть на баяне, он мне как-то сказал, что если он будет составлять оркестр, то пригласит только меня, и я буду играть одна, потому что владею несколькими инструментами.




Над интервью работали:
  • Виктория Малушенко
    Автор
  • Софья Сорочинская
    Редактор
Made on
Tilda