Александра Коробова
Маленькая редакция
Музыка с душой и для души


Почему фортепиано, а не скрипка. Душа, а не просто выученные ноты.
Почему так важно найти дело по душе? Над этим вопросом задумываются дети и родители, когда приходит пора определяться с выбором будущей профессии. Героиня этого интервью Анна Петренко столкнулась с таким выбором уже в детстве. Тогда она только пришла в музыкальную школу постигать азы инструментального искусства. Но уже на столь раннем этапе осознала, каково это "работать, а точнее играть с душой". О её музыкальном пути, таком "извилистом" и вдохновенном, рассказал юный репортёр "Маленькой редакции" Саша Коробова. Она раскрыла секреты успеха и уверенности (читать "когда-то полной неуверенности в собственных силах) своей героини.
Сегодня я хочу с тобой поговорить на разные темы: музыка, увлечения, учеба. Во сколько лет ты начала заниматься музыкой?

Музыкой я занимаюсь с детства. Всё началось в первом классе, нас сняли с уроков и привели в музыкальную школу, где распределили по разным классам. Кого-то отправили в класс баянистов, кого-то в класс гитаристов. Я же попала в класс виолончелистов и скрипачей. Учительница задала несколько упражнений, чтобы определить уровень моего музыкального слуха и позже связалась с моими родителями, чтобы всё обсудить. Так что можно сказать, что решение поступать в музыкальную школу я сама не принимала.

Но тебе понравилось, что ты прошла именно в класс скрипачей?

На самом деле специальность скрипки меня не очень интересовала в первые 2 года обучения. Для меня это был просто дополнительный кружок, который должны посещать все дети по требованию родителей. Но буквально через года 3-4 я втянулась в музыку, у меня появились дополнительные занятия по фортепиано. Я сильно старалась. Думаю, что скрипка не сильно меня заинтересовала как инструмент, зато фортепиано оставило большой след в моей жизни.

А почему больше тебя зацепило фортепиано, чем скрипка?

Мне часто задают такой вопрос и всегда за ним следуют ещё вопрос: «Это всё дело в учителе?». На самом деле мой учитель по скрипке был очень добрым и удивительным человеком, она всегда меня поддерживала и мне было с ней очень комфортно заниматься. Но музыкант на протяжении всей жизни находится в поиске своего инструмента души, а скрипкой я занималась, чтобы закончить музыкальную школу. Скрипка меня не привлекала как инструмент для извлечения звуков. Я не любила слушать музыку, которую играют на скрипке. Я не очень любила сама на ней играть. А когда пришла на занятия фортепиано, то напряглась, так как надо в 2 раза больше трудиться и опять учится играть на новом инструменте. Но с течением времени я начала себя комфортней чувствовать, играя на клавишах. У меня дома есть скрипка и фортепиано, и когда появлялась свободная минутка, то предпочитала больше играть на клавишах. Мне нравилось разбирать какие-то новые произведения, самостоятельно играть что-то. Учитель по фортепиано была более строгая, но при этом она на протяжении всего обучения говорила, что я очень выдающийся у неё ученик и что я нашла инструмент своей души.

Занимаясь профессиональной игрой на протяжении долгого времени, ты уже поняла, какой инструмент для тебя сложнее. Поэтому хочется узнать твоё мнение: в чём отличие в игре на этих двух инструментах?

На самом деле это трудный вопрос для меня. Сравнивать инструменты совершенно из разных сфер, один инструмент из струнно-смычкового разделения, а другой из клавишного, очень сложно. На каждом инструменте довольно трудно играть, на каждом нужно долго учиться играть, даже на той же дудочке. Я не могу сказать, что на скрипке сложнее, чем на фортепиано, это тоже самое, что предметы в школе. Тебе больше нравится биология, ты больше ей увлекаешься, и ты будешь знать больше по этому предмету, чем по той же геометрии. И у меня такой же случай со скрипкой и фортепиано. Поэтому успехов в процессе игры на клавишных инструментах у меня на много больше.

Ты играешь или пробовала играть на каких-нибудь других музыкальных инструментах?

Обучение в музыкальной школе предполагает большое количество друзей и людей, которые являются музыкантами. Поэтому за 10 лет обучения в музыкальной школе, я попробовала игру на флейте, на баяне и на многих других инструментах, но для себя самостоятельно занимаюсь игрой на гитаре и укулеле. Это очень круто, когда ты не боишься чего-то нового и пробуешь играть на совершенно разных инструментах.

Теперь немного о концертах. Как проходит подготовка к ним?


Я играла на скрипке в ансамбле, где каждый участник учит свою партию. В ансамбле намного легче играть, так как если случайно собьешься на концерте, то это будет не сильно заметно, потому что тебя поддержат другие скрипачи и мелодия от этого не изменится. А вот при подготовке к конкурсам по фортепиано, когда я была уже соло-исполнителем, было очень сложно, это были долгие месяцы подготовки. Мы с учительницей всё время занимались, нужно было играть по несколько часов в день, чтобы быть подготовленным к конкурсу. Все участники по фортепиано были очень сильные и это конечно же большое волнение, стресс и напряжение.

Как ты боролась с этим волнением и страхом?

Главную работу выполняла учитель-наставник. Она перед выступлением поддерживала и произносила напутственные слова. Это играло, конечно же, большую роль. Становилось комфортнее. Но как же без стресса во время игры? Как говорила моя учительница, «Если ты не волнуешься перед концертом, значит ты и ничего не знаешь» и это на самом деле правда. Иногда на концертах работала мышечная память. От сильного стресса я забывала ноты и при этом руки играли сами. Здесь уже работал фактор большого количества репетиций.

Расскажи про казусные ситуации, которые были во время концерта.

Мальчик, который на протяжении года репетировал свою партию вдруг на концерте начал играть партию другого человека, которую никогда не учил. Мы даже не поняли, что это произошло, но из зрителей никто не заметил. Просто мы все очень удивились, потому что это тоже самое, что учить стихотворение, а начать рассказывать совершенно другое, которое никогда и не видел. Конечно же после концерта он сказал, что от волнения сам даже не понял, как так произошло.

Мы с тобой обсудили твою музыкальную жизнь и сразу напрашивается вопрос, что для тебя значит музыка?

Вот этим вопросом я задаюсь уже большую часть своей жизни. В первом классе музыка для меня ничего не значила, я знала, что есть музыкальные инструменты, есть люди, которые делают музыку, но для меня это было ничем. И после того, как я поступила в музыкальную школу первые 2 года тоже не понимала, что вообще здесь делаю. А после того, как в моей жизни появилось фортепиано, я конечно же начала осознавать, что музыка – это отдельный мир. Это не просто соединение звуков, а мелодия, слова, которые идут у человека из души. Каждый человек передаёт одну и ту же мелодию по-разному, с совершенно с разной интонацией. Кто-то может вложить в неё всю свою душу, а кто-то сыграть просто для галочки.

Аня, а ты пробовала когда-нибудь сочинить свою музыку/песню?

На фортепиано у меня есть огромное количество мелодий и даже произведений, которые я сама сочиняла. Также я очень частый гость импровизации. Люблю преобразовывать другие мелодии. Это для меня играет важную роль, так я успокаиваюсь в душе. На гитаре попробовала сочинять, но там нужно ещё подбирать слова, чтобы это звучало гармонично.
А есть ли определённый стиль, которого ты придерживаешься при игре на фортепиано?

Стиля определённого у меня нет. У каждого композитора есть свой очерк игры на фортепиано, каждый музыкант может сыграть одну мелодию совершенно по-разному. И у меня тоже есть свой очерк. Играя что-нибудь лёгкое, я усложняю левую руку, добавляя звуки, которые чаще всего играю.

Я узнала, что ты принимаешь активно участие в многих мероприятиях, но откуда у тебя появился интерес быть во всём активной?

На самом деле это произошло года 2-3 назад. Я резко почувствовала какой-то азарт и желание обойти нескольких людей, которыми я считала для себя конкурентами. Обойти в плане участие в различных мероприятиях, победах и т. д. Так началась моя общественная жизнь, жизнь активистки. Самым первым моим шагом это было поступление в наше школьное телевидение, с помощью которого я развила большое количество навыков и с помощью которого я начала участвовать в общественных мероприятиях. Также я стала членом объединённого центра «Монолит», волонтёром РДШ и различных объединений с помощью которых я начала попадать на мероприятия. Когда остыл этот детский жар, у меня появилось новое желание – это помощь другим людям.

Значит, все мероприятия были по разным направлениям. Ты была журналистом, школьным активистом, музыкантом и волонтёром. Но почему ты не остановилась на чём-то одном?

Конечно же большую роль играло моё детское желание конкурировать. Но на самом деле я не то, чтобы не могу усидеть на одном месте, а хочу попробовать всё. В детстве я видела в телевизоре дикторов, слушала радио, то есть меня привлекало ещё тогда тема СМИ. И как раз сначала я попробовала себя в сфере журналистики, а потом я решила себя попробовать волонтёром, помогать людям и при этом участвовать в мероприятиях. С помощью этого я смогла проявить себя, показать свои таланты.

Список всех мероприятий, в которых ты принимала участие у тебя велик, но какое было самое запоминающиеся?

Самые запоминающиеся мероприятия у меня были в сфере журналистики, потому что наши кураторы нас отправляли на какие-то крупные мероприятия в нашем городе, где присутствовали высокопоставленные люди. И это у меня вызывало восторг. Например, меня отправляли снимать день города и там я смогла пообщаться с губернатором и мэром Курска.

Я знаю тебя уже давно и меня интересовал всегда один вопрос. Почему для тебя важно учиться на отлично?

С самого детства я хотела, чтобы родители мной гордились. Они меня хвалили и говорили, что я работаю только для себя. Что мои достижения мне обязательно пригодятся и помогут в жизни. И буквально год назад я поняла, что они мне пытались донести. Сейчас я поставила себе цель – это поступить за границу, выучиться и жить в другой стране. И вот все мероприятия, где я участвовала, все мои достижения, несут огромный багаж знаний и умений, которые мне пригодятся в будущем.

Откуда ты находишь время учиться на отлично и быть такой активной?

Это постоянное планирование, у меня есть определённый график, но при этом я люблю не предугадывать свои дальнейшие действия, мне нравится выкручиваться из ситуаций, которые я не могла даже предположить.

У всех людей случаются переломные моменты, когда они очень устают и хотят всё бросить. Как ты с такими проблемами справляешься?

У меня ни раз было эмоциональное и трудовое выгорание. Я не хотела ничего делать, мне почему-то надоедало моё любимое дело. В такие моменты я анализирую все что сейчас происходит и почему я в принципе устала, может быть от того, что не выспалась или слишком много работаю. Отключаюсь на несколько дней от этого дела и буквально через 2 дня это состояние уходит. Во мне появляется новый азарт, желание достигать новых целей. Как раз эмоциональное выгорание является предупреждением к новым взлётам наших амбиций.

В школе ты активно принимаешь участие в олимпиадах по праву, обществознанию и занимаешь призовые места. Поделись секретом своей подготовки.

У людей в школе есть предмет, который больше всего нравится. В моём случае это сфера юриспруденция. Я принимаю участие во всех олимпиадах чисто для себя, но по праву и обществознанию у меня ест конкретная цель – это победить. Конечно, школьные этапы я прохожу с лёгкостью, потому что долго к этому готовлюсь. Я учу конституцию, изучаю терминологию. Муниципальный этап тоже не очень сложный. Например, в прошлом году я прошла уже на региональный этап, где заняла призовое место и получила губернаторскую премию. В этом году я уже принимала участие не только в школьных олимпиадах. Участие в олимпиаде даёт мне мотивацию к подготовке, а победа – участвовать дальше.

А что самое сложное в подготовке к олимпиаде?

У каждого предмета есть свои сложности. Но в обществознании и правоведении сложна теория. Потому что лёгкие на наш взгляд термины расшифровываются достаточно сложно и запомнить термины, статьи и тд вызывает трудности. Здесь требуется понимание ситуации. Если тебе легко дается понимание конституции, то дальше будет легче, не обязательно прям всё учить.
Над интервью работали:
  • Александра Коробова
    Автор
  • Ирина Романова
    Редактор
Made on
Tilda