Виктория Малушенко

Визуальный сторителлинг
Очень часто в социальных сетях фигурирует слово сторителлинг. Многие знают об этом методе рассказать о продукте или событии через интересную историю, потому что он очень часто используется блогерами. Но что же такое визуальный сторителлинг? На фестивале "Фанерон" на эту тему прошел мастер-класс. Мы пообщались с его куратором Женей и узнали подробности об этом виде подачи информации и отличиях современных комиксов от произведений прошлых лет.
– Что такое визуальный сторителлинг?

– Это то, как строится история в комиксе, также герой, его конфликт, а дальше его история победы или поражения.

– С чего начинается работа над сторителлингом?

– Начинается с создания своего персонажа, с которым будет что-то происходить. Персонажу придумывается определенная история, которая отражает то, почему он стал таким, какой есть сейчас. И дальше описывается, что с ним происходит в данный момент и что случится дальше.

– Что участники должны сделать на этом мастер-классе?

– Они должны создать комикс в соответствии с основными принципами рассказывания историй. То есть персонаж встречает что-то, потом у него появляется идея, затем он встречает противостояние, и после с противником возникает конфликт.

Что участники должны сделать на этом мастер-классе?
— Они должны создать комикс в соответствии с основными принципами рассказывания историй:
1
Персонаж встречает
что-то и у него появляется идея
2
Он встречает противостояние
3
После возникает конфликт с противником
4
Затем персонаж может встретить друзей, которые ему помогают и в результате побеждают противника.
– Это что-то похожее на построение сказки?
– Да, практически любая сказка строится на подобном повествовании

– Тогда чем комикс отличается от иллюстрированной сказки?
– Комикс отличается тем, что он весь выполнен в картинках и все действия происходят в отдельных фреймах. То есть, если сказка – это написанная книга, в которой иллюстрированы только некоторые моменты, то в комиксе проиллюстрировано по сути все.
– У вас есть заготовленный сюжет или участники сами его придумывают?
– Нет, никакой конкретики нет. Можно выдумать любого своего персонажа и про него придумать историю. Вот на доске у нас вообще была история про червяка, который хочет стать бабочкой
Главное – то, что стоит за этим комиксом.
– Чем принципиально отличаются современные комиксы от созданных ранее?
– Мне кажется, что современный комикс очень сильно расширил рамки. Раньше комикс считался повествованием о супергероях с героическими особенностями, противостоянием. Сейчас комиксы, как в принципе и весь арт, выходят на более минималистичный стиль. Они могут быть нарисованы очень минималистично и наивно, без особых умений в рисовании. Раньше было очень важно уметь рисовать анатомически правильно, иметь базу, которую дают в художественных ВУЗах. Сейчас комиксы может рисовать кто угодно. Важна сама идея. В наши дни очень популярны бытовые комиксы на тему жизни. Маленькие комиксы вообще превращаются в мемы и расходятся по сети, потому что много кто ассоциирует их с собой. Поэтому комиксы стали ближе к людям. Они повествуют о бытовых проблемах реальных людей. Это хороший вектор развития комиксов как визуального искусства.
– О чём был самый интересный комикс, созданный участником фестиваля?
– Мой любимый комикс был про персонажа жёлтого цвета, которая чего-то ждёт, а потом в конце говорит: "А!". И всё.
Креатив героев Фанерона
По сюжету комикса, лежащего в основе фестиваля, злодеи охотятся за креативом, а добрые персонажи пытаются его защитить. Но что такое креатив? Об этом мы и спросили героев Фанерона.
Фанерон – история города-утопии
Как создавался Фанерон? Что лежит в его основе? Как будет развиваться вселенная комикса? На эти и другие вопросы нам ответил генеральный директор «Москонцерта», организатор фестиваля Илья Бачурин.
— Почему Фанерон? Что это вообще такое?
— Слово, которое имеет привязку к конкретной философской доктрине, которая описывает некую идею, не имеющую материальной составляющей, которая пока ещё не приземлена. И вот такая описательная часть этого названия соответствует самой концепции мероприятия.
Фанерон — это идея города мечты. Для каждого он свой, и из мечт разных людей складывается общая картинка того, каким этот город может и должен быть. Если мы не будем представлять своё будущее, то окажемся в будущем, в котором нам будет не очень комфортно.
Поэтому это очень важное и недетское упражнение. Оно абсолютно актуально для всех возрастов. В целом всё-таки рассчитано на молодых людей, которым строить и жить в этом будущем. Важно мечтать и визуализировать, в каком пространстве ты хотел бы находиться, устанавливать правила общения, правила, связанные с искусством и дизайном, которые хотелось бы видеть вокруг. Понять, чего хватает, чего нет. Сейчас многие люди говорят о том, что хотели бы иметь отношение к творчеству или искусству. Но сегодня это элитарный закрытый клуб тех, кому дозволено заниматься искусством, а остальные по каким-то причинам не могут этого делать. Вот у каждого вроде как должна быть своя работа. В завтрашнем дне этого точно так не будет. Потому что механические профессии уходят, становятся неактуальными. Творчество становится важной частью любой деятельности человека, и через какой-то короткий промежуток времени, учитывая постоянное ускорение процессов, человеку останутся только творческие задачи в этой жизни. Необходимость делать что-то руками сохранится, но в совершенно других объёмах. Если раньше практически всё делалось руками, в каждый кусочек хлеба было вложено огромное количество труда. Жизнь настолько меняется, что еда производится в автоматизированных процессах. Искусственный интеллект заменяет огромное количество людей в разных видах производства. А человеку остаётся сегмент творчества и креатива. Собственно, это вторая мысль, которую мы хотим донести вселенной Фанерона.
— Как мы знаем, в основе фестиваля лежит комикс…
— Да, действительно. И мы, имея небольшое количество времени, начали с того, что стали рисовать комикс. Изначально мы не придумывали локации, набор контента, который сейчас здесь представлен. Начали мы с той стороны, с которой должны были начать. Была собрана большая команда художников, которых сейчас мы называем создателями. Они нарисовали около ста листов оригинальных, крутых рисунков, в которых собрано много сюжетов. И вот уже имея комикс, мы стали придумывать пространство для Манежа, районы города Фанерон, чем они должны быть наполнены. Мы пошли от обратного: не от мероприятия к комиксу, а наоборот, от истории. Так же, как и в кино, все идёт от сценария, а сценарий часто идёт от литературы. Здесь ровно то же самое. Без комикса это всё висело бы в воздухе. Но у нас есть история, герои, которых мы планируем развивать, посмотрев на то, что происходит и пообщавшись с гостями, создателями, понимаем, что тема интересна и имеет самые разные дороги развития.
Через призму думания о будущем рассматривать деятельность человека, находить самые неожиданные и востребованные ответы на актуальные вопросы, которых всё больше и больше, так как жизнь ускоряется. Раньше можно было десятки лет жить в одной культурной парадигме, где всё казалось правильным. Сейчас же всё по-другому. Большой объём изменений происходит, отношения между людьми поменялись. Бесповоротно изменился мир. Цифровая революция точно сделала людей другими. Десять лет назад дети жили другими интересами и ценностями.

Мне кажется, всё становится круче, потому что люди более открытые, они лучше видят друг друга через социальные сети. Таким образом, происходит следующее: если раньше внутри себя ты мог поставить заборчики и сказать: "Вот моя публичная зона, такого меня вы все меня знаете, а вот такого не знаете и никогда не увидите". Сейчас по-другому. Каждый человек виден, как на рентгене. Это круто, потому что нет закоулков, где прячутся демоны и скелеты в шкафах. Правда мир становится лучше. Но это требует больших усилий к адаптации, чтобы соответствовать новому миру и правилам.
— Формат комикса был выбран вами принципиально, чтобы привлечь молодую аудиторию. Можно ли назвать фестиваль посланием будущим поколениям?
— Наверное, да. Просто комикс — это идеальный язык для того, чтобы что-то придумывать, представлять и фантазировать. Вообще формат утопии — очень популярная сейчас история, которую продвигали раньше писатели-фантасты во многих произведениях, которые показаны на площадках, на которых построена вселенная Фанерона. Сегодня вы видите это в кино и сериалах. Утопия — самый популярный сегмент контента не только для комиксов, но и для полных метров, сериалов, да во всём. Вселенные, собственно говоря, потом материализуются через мерч, через физически создаваемые пространства.
Комикс — это выгодно?
Комикс — дешёвый язык. Для того, чтобы снять полный метр, разработать очень серьёзный проект, нужно иметь, помимо хорошего сценария, очень серьёзное отношение как к большому бизнесу. То есть готовить бизнес-план, собирать команду, принимать во внимание массу аспектов маркетинга для того, чтобы проект был успешным. Расходы на создание комикса невелики, а мероприятие способно его полностью окупить. Мы находимся в зоне максимального комфорта. А если дальше из этой вселенной Фанерона мы захотим вытащить что-то большее, то мы будем думать и о мультфильмах, и полном метре, и сериалах запросто.
По мотивам комикса будет создан мультфильм?
При создании промо мы нашли уникальную техническую возможность создавать послойную мультипликацию. То есть не будет возникать трудностей с оживлением частей комикса. Они великолепно взаимодействуют между собой, и получается очень кайфово. Таких мультов я не видел на большом экране, но мне кажется, всему своё время. Комикс можно показывать на большом экране запросто, причём в дешёвой технике создания. Мы видим традиционные полнометражные мультфильмы в традиционной технике, где в основе лежит рисование и большой объём сложнейшей графики, которая заставляет двигаться изображение. С комиксами всё может быть значительно проще. Возможности есть, но сейчас мы находимся в зоне, где не так много риска, как если бы мы взялись за большой кинопроект.
— Стоит ли ждать продолжение истории Фанерона?
— Да! Мы по срокам находимся в середине жизни проекта. Думаю, что можно говорить о том, что мы будем продолжать, потому что те, кто приходили, очень позитивно отреагировали на то, что увидели. И команда создателей вдохновлена тем, что здесь происходит. Мы все находимся на очень серьёзном подъёме. Мне кажется, что продолжение будет. Но сначала мы придумаем всё, а потом будем искать возможности для того, чтобы его запустить.
Made on
Tilda