Маленькая редакция
Экспоцентр
Робототехника, виртуальная реальность, машиностроение, мотивация и биология

Робототехника, VR, AR: наука и повседневность
Игорь Прокопьев
Какую роль в нашей жизни играют VR- и AR-технологии? Какие ПО сейчас наиболее востребованы? Как новейшие технологии виртуальной реальности изменят нашу повседневность? Какое влияние оказывают VR- и AR-технологии на игровую индустрию? Обо всём этом мы пообщались с экспертами, представлявшими свои проекты на фестивале науке.

1
Член национального комитета по робототехнике мирового движения "RoboCup", заместитель директора ЦТПО, Коваленко Лариса Геннадьевна
– Расскажите про ваше ПО. Зачем оно нужно?

– В мировом движении «RoboCup» есть такое направление «Go space», где робот двигается и виртуально, и реально. Но так как сейчас, в существующем дне, мир от нас отсоединился, так скажем, у нас начались проблемы с коммуникацией. Поэтому мы решили с ребятами создать своё программное обеспечение, новое ПО, аналог, только более расширенный. То есть если здесь более суженное пространство для маленьких детей, то у нас это ПО позволяет программировать на C++. Картинка в 3D сделана получше, и более сложные коды можно писать. И точно так же сделали своего робота, под своё ПО. У нас есть и реальный мир и виртуальный. Мы открыли международную федерацию «Кофироз», сейчас учредители входят в состав, и она начнет действовать. Это студенты первого курса МГТУ «Станкин» сделали вместе с выпускниками Центра искусственного интеллекта и робототехники.

2

Инженер «Лаборатории виртуальной реальности» МГТУ «Станкин», Чумак Ростислав Русланович
– Каким образом VR может повлиять на нашу повседневную жизнь в будущем с его развитием? Каким образом VR-симуляторы смогут развить наше общество в различных сферах?

– Вопрос достаточно хороший и достаточно обширный. Если касаться VR и симуляторов в повседневной жизни, то в повседневности он может использоваться и сейчас используется для развлечений. Но если смотреть вперед, то можно было бы привести пример развития VR как виртуальной вселенной, по типу VR чата или что-то в таком роде, но это будет где-то в более далеком будущем. Это могло бы быть общение людей, по сути, как наш VK — подобие чатов. Это может быть путешествие: отправиться на Мальдивы, не слезая с дивана. Почему бы и нет? В повседневности это может помочь, например, в перепланировке комнаты, и вместо того, чтобы смотреть по чертежам или нанимать специалиста, можно в VR узнать, как это будет выглядеть — допустим, разместить модельки у себя в комнате.

В промышленности симуляторы позволяют подготавливать специалистов на более высоком уровне. Если быть точнее — более быстро и более качественно. По какой причине? Представим станки, которые можно поразбирать. Это достаточно сложное оборудование, и если неподготовленного человека подпускать к нему без практики, то ему будет очень сложно; VR же позволяет эту практику хотя бы симулировать.

Даже если не опираться на промышленность, на машиностроение, то я точно знаю, что проводились опыты, когда врачей обучали оперировать орган на VR тренажере, и результаты заметно возрастали. В будущем VR и симуляторы будут оказывать, по моему личному мнению, только положительное влияние. Конечно, всё будет зависеть от стоимости, но чем выше спрос, тем больше предложений, тем ниже цена. То есть в будущем VR станет и доступнее, и дешевле.

3


Заведующий лабораторией в институте ИТ университета МИРЭА, Левандровский Александр Максимович
– Каким образом AR может из научной сферы перейти в повседневную жизнь обычных людей, как сможет облегчить ее или усложнить? Каким образом AR может повлиять на игровую индустрию и сможет ли закрепиться в ней?

– AR на самом деле — технология, которая уже давно перешла из научной среды в пользовательский сегмент. Достаточно вспомнить нашумевшую игру Pokemon Go, которая уже давным-давно очень хорошо завоевала популярность благодаря тому, что позволяла в реальном мире взаимодействовать с виртуальными объектами с помощью обычного мобильного телефона. И таких примеров, на самом деле, довольно много. Сейчас различные карты, вроде Google, позволяют с помощью AR понимать направление движения, различные точки интересов, в которые можно зайти по дороге и т.д. То есть AR как технология уже давно широко распространена, и как в мобильных устройствах, так в других устройствах более дорогого ценового сегмента. В контесте игр это интересно потому, что человек приближается к игровой вселенной и может взаимодействовать с игрой напрямую, находясь при этом либо в нужной обстановке, либо в интересном для него месте, либо в месте, которого требует от него игра. То есть это увеличивает вовлеченность пользователя в игровой процесс и делает его чуть ближе к игровой вселенной.


Наука, мотивация, перспективы: как найти дело своей жизни
Стефания Калмыкова
Как найти себя? Как понять, что выбранное направление – то, что нужно? Как найти мотивацию для учёбы? Как найти время на отдых? Каждый из нас хоть раз задавал себе эти вопросы, но не всегда мог найти ответы. В поисках истины команда «Маленькой редакции» поговорила с Александром Муруговым, организатором фестиваля «Наука 0+».
  • Стефания:
    Как вы думаете, как замотивировать молодёжь, чтобы она больше времени уделяла учебе?
    Александр:
    Я думаю, что молодёжь всегда стремится к тому, чтобы в чём-то поучаствовать: потрогать что-то, посмотреть своими глазами, увидеть какие-то интересные, необычные явления в нашей природе, в нашем мире. Фестиваль «Наука 0+» как раз и способствует этому: знакомству детей, которые приходят с горящими глазами, с наукой, с образовательными методиками. Здесь, в игровой форме, на площадках фестиваля, они могут сами поуправлять роботами, поучаствовать в опытах, и когда ребёнок занимается этим, у него вырабатывается интерес и, возможно, это мотивирует его на дальнейшую учёбу.
  • Стефания:
    Как не ошибиться в выборе наиболее интересной и перспективной профессии?
    Александр:
    На самом деле, сейчас есть очень много профориентационных тестов, которые с точностью до специальности могут подсказать, какую профессию лучше выбрать. Но самое главное — это слушать своё сердце. К чему оно лежит? Если вам нравится что-то создавать, то, пожалуйста, становитесь дизайнерами, строителями, архитекторами, кем угодно. Если вам это нравится.
  • Стефания:
    Вы научный деятель, и как в таком большом потоке информации и мероприятий, вы отдыхаете?
    Александр:
    На самом деле мы отдыхаем на своих же мероприятиях. Круглый год они проходят в разных местах, в разных городах, в разных странах. И когда мы видим, как отдыхают люди на этих мероприятиях, мы тоже получаем от этого удовольствие. И лучше отдыха даже и не придумываешь.

Один из стендов представлял программы поддержки технологических наук. О том, как отбирают способную молодежь для дальнейшего продвижения на международном уровне рассказали сотрудники фирмы «Городисский и партнеры»: Юрий Кузнецов, руководитель патентной практики, и Владимир Башкиров, начальник отдела патентных исследований.
Как вы считаете, как пробуждать, поддерживать и сохранять интерес к изучаемой дисциплине?
Нет однозначного или односложного ответа, это целый комплекс мер. Например, сегодня проходит фестиваль науки, который в Экспоцентре хорошо организован. Здесь представлено довольно много кружков детского технического творчества. Узнав, что понравилось ребенку, родители могут записать ребёнка в этот кружок, где он будет не один: у него будут грамотные наставники, которых мы тоже видим в Экспоцентре, друзья, общие интересы и, собственно говоря, это уже первый шаг к успеху. Сейчас очень много мероприятий, которые призваны поддерживать этот интерес.

Чтобы пробудить его, надо, прежде всего, не дискриминировать знания о технике. Снимать много хороших фильмов об инженерах, о космосе и так далее. Посвящать техническому творчеству больше передач на телевидении и поддерживать престиж технической профессии разными путями: уважительно говорить о ней. К сожалению, у нас исчезали упоминания технических специальностей, и это имеет отрицательные результаты. То, что мы видим сейчас — это уже явно новое поколение, которое с самого детства окунается в это творчество.
Что бы вы могли посоветовать абитуриентам, который только начинают путь к реализации своих целей?
Начать к этому серьёзно готовиться, потому что конкурс в технические вузы стал расти, да и далеко не все, кто хотел поступить, в этом году поступили. Поэтому готовиться уже сейчас и готовятся серьёзно. Скорее всего, конкурс и в дальнейшем будет расти.
Что бы вы могли посоветовать в деле организации самостоятельной работы, школьников, студентов и молодых научных работников?
Юрий: Как говорил Эдисон, сколько процентов гения — столько процентов труда. Важно набирать знания, причем качественные: сейчас существует достаточно большое количество, курсов, учебников, пособий. Что касается графика, надо смотреть на поведение ребенка: более размеренный темп подойдет только для начала, дальше надо будет увеличивать. Определённо, большую часть своего времени дети приводят в школе, но есть и свободное время, и надо инвестировать в будущую профессию, то есть получать дополнительные знания. И повторюсь — знания должны быть качественными: можно прочитать одну серьезную книгу и для вашего разума она будет значить в тысячу раз больше, чем пятьдесят простеньких.

Владимир: Но всё равно баланс собственных интересов нужно соблюдать, должны оставаться общение с друзьями, занятия спортом. Мы не говорим о том, что сто процентов свободного времени надо уделять только подготовке и получению других знаний. Нет, отдых должен присутствовать. Ребенок может получить гораздо больше, от того? что помимо учебной части, изредка, но будет отвлекаться и получать удовольствие от других направлений жизни. Баланс должен присутствовать, но и, конечно же, важно не ленится.

В Экспоцентре присутствовали и представители «Движения первых». Мы поговорили с Олесей Черепановой, активистом движения.
  • Стефания:
    Как вы считаете, чем хороши такие мероприятия?
    Олеся:
    Такие мероприятия хороши тем, что у детей есть возможность познакомиться с наукой, пощупать, потрогать её и приобщиться к ней. Для родителей же это повод понять, что их ребёнку интересно, а также узнать те места, где этим можно заниматься.
  • Стефания:
    Так как вы уже студент университета, что бы вы хотели пожелать детям, которые только только начинают жить взрослой жизнью?
    Олеся:
    Хочу пожелать им не сдаваться, чтобы они гнули свою линию, пробовали новое, потому что найти себя можно там, где не ожидаешь.
  • Стефания:
    Как вы правильно распределяете свое учебное время?
    Олеся:
    Уметь распределять свою жизнь — очень важно для любого человека. Сейчас суббота и многие подростки в этот день отдыхают, ходят на тусовки, а мы на форуме, который помогает нам просвещаться. Поэтому главное — это соблюдать рамки между отдыхом и работой.

На мероприятии были и студенты, причем их самых разных вузов страны. Демченко Артем из РТУ МИРЭА рассказал, каково это — учится в престижном университете на направлении токсических технологий.


Как вы определились со специальностью?
Это произошло в 7 классе, когда у нас только появилась химия. Мне очень понравилось, как реагируют вещества, как строятся цепочки, и самое главное и интересное — как проводятся опыты.
В чём ваша мотивация?
Еще с самого детства я мечтал открыть или синтезировать какое-нибудь новое вещество, материал, чтобы помочь людям. Мне нравиться учиться, я люблю сидеть за учебниками и разбирать сложные темы.
Что вы посоветуете своим сверстникам?
Просто следовать за своей мечтой и ничего не боятся.

Как упоминали многие спикеры — знакомство детей с наукой оказывает положительное влияние, ведь она перестает быть для них скучной и непонятной, как в учебниках и пособиях, а становится живой и увлекательной: ее можно потрогать, услышать и самое главное — легко понять.

На фестиваль многие приходили семьями: так родители могли приоткрыть мир науки для своих детей. Елена, пришедшая на «Науку 0+» с сыновьями семи и восьми лет и маленькой дочерью — не исключение.
  • Стефания:
    Как вы узнали про фестиваль?
    Елена:
    Совершенно случайно, были недалеко и решили зайти. Фестиваль превзошел ожидания, даже не хочется уходить, детям очень нравятся.
  • Стефания:
    Как вы считаете, помогают ли такие фестивали определиться детям с дальнейшей профессией?
    Елена:
    Да, безусловно. Как раз в том году мой старший сын после дня науки захотел стать машиностроителем и пока, на удивление, не передумал.


Машиностроение: романтичный сверхзвук
Стефания Калмыкова
В Экспоцентре было представлены и такие профессии, как самолетостроение, машиностроение. О них и о том, почему сверхзвук может быть романтичным, рассказала Елена Удалова, заместитель руководителя института НЦМУ.
Какая ваша главная задача на сегодня?
Сегодня мы считаем своей задачей вовлечь молодежь в машиностроение и авиастроение, потому что это очень романтичная и интересная профессия. Романтика того, как полететь, что при этом делать, что нужно сделать для, чтобы создать, спроектировать? И, чтобы произвести сверхзвуковой пассажирский самолёт, нам нужны люди с горящими глазами, а зачастую молодежь попросту не знает про эту профессию, поэтому наша задача, показать, рассказать и замотивировать как можно большее количество детей.
Как вы считаете, какие должны быть качества у молодёжи, чтобы учиться и в дальнейшем работать по специальности: авиастроение и машиностроение?
Они должны быть очень терпеливыми. Создание самолета — это достаточно длительный срок. Кроме того, они должны обладать интересом и любовью к этому делу, а также — уметь работать в команде.


Профессия ветеринар
Стефания Калмыкова
На одном из стендов была представлена ещё одна профессия — ветеринар. Мы поговорили с Владиславом Косаревом, доцентом кафедры ветеринарной хирургии Московская Государтсвенной академии им. Скрябина. Он, кстати, был не один — на руках у ученого сидел терьер по имени Боначка.
– Как вы пришли в профессию ветеринара?
— Из-за любви к животным и любви к медицине. Так и получилось, что я занимаюсь ветеринарной медициной. Это очень для меня важно.
– Чтобы мы могли посоветовать абитуриентам, которые только поступили в университет на специальность ветеринара?
— Недостаточно любить только животных — к сожалению, это факт: придется делать им больно, хоть и для того, чтобы помочь. И лучше всего осознанно подойти к выбору профессии. Я всегда рекомендую абитуриентам ходить на университетские субботы, где они могут посмотреть на работу студентов и преподавателей. Потому что очень часто поступают и разочаровываются в профессии.
– Как именно вы работаете животными? Есть ли у вас схема?
— Friend-подход, с дружелюбием: нельзя на них кричать, бить, и так далее. Только аккуратно фиксировать, чтобы это было безболезненно. Это очень важно.
– Какой у вас был самый интересный опыт в практике?
— Наверное, самая интересная практика была, самая первая. Тогда я еще был совсем зеленым, и столько всего нового узнал, что до сих пор использую.

Стенды ведущих вузов
Елена Ронина

Можно сказать точно, что «Экспоцентр» в первый день «Науки 0+» был полон стендов инженеров и робототехников, и также было множество специализирующихся на этом ВУЗов.
Стенд НИИ механики МГУ
Одним из самых долгожданных событий в «Экспоцентре» стало представление нового проекта от НИИ механики МГУ – инновационная собака. Это вторая собака по счету, созданная Научно-исследовательским институтом. Похожее устройство можно встретить от компании «Сбер», только там — кошка. Она управляется пультом, с помощью которого устройство выполняет различные команды и движения. Антон Рогачев из НИИ был сегодняшним лектором и провел презентацию на эту тему, рассказал о преимуществах устройства, разработке и управлении. Также была отмечена уникальность собаки в том, что она работает на моторах с низким коэффициентом редукции. На создание одного такого устройство ушло два года, чтобы довести до совершенства, а специфичные рельсы на верхней части собаки позволяют прикрепить будущую голову к любой части на её спине или с любой стороны.
Стенд Университета правительства Москвы
Одним из самых больших стендов, посвященных океану и его экологии, был от Университета правительства Москвы. Для детей проводились мастер-классы, а студенты рассказывали познавательные факты о мировом океане и его природе. Небольшое интервью о работе площадке нам дала работник Центра социального культурного проектирования на базе Университета правительства Москвы София.
Стенд МАИ
В этом году стенд Московского Авиационного Института был самая заполненным среди детей и подростков, ведь именно там можно было внимательно изучить строение беспилотников, самолетов и вертолетов, попробовать управлять ими через модуляцию с помощью студентов и работников института, узнать больше о самолетостроении, поучаствовать в мастер-классах и изучить работу VR систем и очков и попробовать технологии на себе. Не обошлось без использования 3D ручек.

Также на стенде можно было узнать об условиях поступления, подготовке к ЕГЭ/ОГЭ и различных дополнительных занятиях для детей и подростков. Дарья с 3 курса по направлению инноватика рассказала о разработке университета – роботе Марке и искусственном интеллекте, который участвует в приемной комиссии. Он выполняет функции выдачи талончиков, а также может своими разговорами развлечь будущих студентов и их родителей. Еще он может шевелить руками, танцевать, двигаться вверх-вниз и фотографировать. Однако МАИ не ограничился созданием такого робота: университет тоже создает роботов-собак (как у СБЕР и НИИ механики МГУ).
Стенд МЭИ
На мастер классы от Московского Энергетического Института была самая длинная очередь во всем «Экспоцентре». Дети и взрослые ждали, чтобы попасть на мастер-класс, где можно было смоделировать всё, что угодно: телефон, кольцо, карандаш или макет Статуи свободы.

По словам Егора Афанасьева – студента МЭИ, института тепловой атомной энергетики по направлению ядерная энергетика, теплофизика с 4 курса – в университете представлено 12 институтов: электроэнергетика, гидроэнергетика, ядерная энергетика, возобновляемая энергетика, IT технологии и другие. На точке проводилось пять мастер-классов: 3D моделирование, схема техники и пайки, бионическая рука, гонки на радиоуправляемых машинках и создание схем с солнечными батареями. При прохождение мастер-классов участники получали призы и могли поучаствовать в розыгрыше подарков.
Стенд РУДН
Российский Университет Дружбы Народов уже не первый раз можно встретить на «Науке 0+». В этот раз команде «Маленькой редакции» удалось взять комментарий у четверокурсницы Александры с физико-математического факультета естественных наук РУДН.
Made on
Tilda