Маленькая редакция
SCRIPT AND PLOT
Московский международный кинофестиваль
Гид по 45-ому ММКФ
С 20 по 27 апреля 2023 года прошел 45-ый Московский международный кинофестиваль. Перед вами гид по фестивалю: от наших отзывов с кинопоказов до репортажа с красной дорожки закрытия.

История кинофестиваля

Московский международный кинофестиваль считается одним из старейших в мире, вторым после Венецианского кинофестиваля. В первый раз мероприятие прошло в феврале 1935 года под названием «Советский кинофестиваль в Москве». Председателем жюри был известный режиссер Сергей Эйзенштейн, прославившийся как автор фундаментальных работ по основам и теории кинопроизводства. Фестиваль тогда проходил в кинотеатре «Ударник», первый фильм, который показали на мероприятии - «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых, он в свою очередь стал одним из победителей. Основной идеей создателей проекта было наладить культурные связи между странами, «ответить» масштабному замыслу итальянцев – Венецианскому кинофестивалю. Но из-за войны и финансовых проблем в следующий раз московский фестиваль провели только в 1959 году по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Этот показ в официальной хронологии ММКФ представлен как первый, именно с него и начинается отсчет. В тот год в мероприятии приняли участие делегации из 25 стран, а главный приз получила легендарная кинолента «Судьба человека» Сергея Бондарчука, снятая по мотивам одноименного рассказа Шолохова. С 1959 года начинается долгая и интересная история ММКФ.
Министр культуры Екатерина Фурцева приветствует гостей II ММКФ на приеме в Кремле (1961 год). Источник: https://csdfmuseum.ru/
Пятидесятые и шестидесятые годы стали ключевыми в истории развития кинематографа, в том числе и отечественного. Появились новые достижения техники, упростившие процесс съемки и показа картин, что положительно повлияло на количество выпускаемых фильмов, во-вторых, общество после Второй мировой войны нуждалось в налаживании отношений между государствами. К тому моменту кинематограф СССР вышел на достаточно хороший уровень, чтобы достойно предстать пред судом европейских зрителей. В 50-ые годы выросло новое поколение талантливых режиссеров, готовых развивать отечественное кинопроизводство. Словом, все способствовало началу традиции ежегодного проведения кинофестиваля. В 1961 году специально для проведения важных премьер ММКФ был построен театр «Россия», в котором традиционно проходят церемонии открытия и закрытия.

В 1963 году Федерико Феллини посетил ММКФ, а его картина "Восемь с половиной" стала победителем. Источник: ТАСС
На фестивале обычно показывали не только отечественные картины, но и фильмы зарубежного производства. Безусловно, не все кинорежиссеры, прославившиеся в Каннах или на Венецианском фестивале, смогли покорить и показы в Москве. Тем не менее, на ММКФ в 60-ых были представлены работы Федерико Феллини, Валерио Дзурлини, Акиры Куросавы, Микеланджело Антониони; некоторые режиссеры и актеры лично посещали фестиваль. Но все же полной свободы на показах еще не было, например, не пускали кино из Югославии, Венгрии или Чехословакии. В 70-ые и 80-ые годы на фестивале показывали достаточно однообразные, идеологически выверенные картины, многие явления, вроде «нового французского кино» обходили мероприятие стороной и транслировались разве что на закрытых показах, посетить которые желали многие. Киноманы со всей страны съезжались в Москву, чтобы увидеть хоть что-то просочившееся сквозь цензуру. В 1987 году впервые одним из членов жюри стал голливудский актер Роберт де Ниро. Этот год ознаменовался открытием культурных границ, в столицу России приезжали главные новаторы той эпохи, победители зарубежных премий, вроде Чжана Имоу или Эмира Кустурица. Программа стала более насыщенной и разнообразной.
В 1991 году президентом фестиваля стал известный российский режиссер и актер, обладатель «Золотого льва» и номинант на премию Оскар – Никита Михалков. Он занимает свой почетный пост и по сей день.

Сейчас главной наградой ММКФ является фигура святого Георгия, поражающего копьем змея. Существуют серебряная и золотая статуэтки с изображением Георгия. В конце 90-ых также была создана специальная премия в рамках фестиваля, носящая название «Верю». Она традиционно выдается выдающимся мастерам искусства и носит имя Константина Станиславского.
Источник: https://vk.com/mmkf

Современные тенденции в кинематографе: интервью с Иваном Кудрявцевым

Нам удалось побеседовать с председателем отборочной комиссии ММКФ Иваном Кудрявцевым о том, каким стал фестиваль в последние годы и как меняется кинематограф в наступающей эпохе постголливуда.
  • Расскажите, пожалуйста, какова ваша роль в рамках кинофестиваля?

На ММКФ я возглавляю отборочную комиссию, которая состоит из почти двух десятков человек, и наша задача – формировать все программы этого смотра. Их больше двадцати. Программ больше чем нас.

  • Какие программы есть на фестивале?

Фильмы основного конкурса, программа «Русские премьеры», конкурс неигрового кино, конкурс короткометражного кино. Безусловно, есть множество внеконкурсных программ в разделах игрового и документального кино. В короткометражном кино есть внеконкурсная программа, она называется «Shot-set». Ты как в баре смотришь фильмы «шотами». Каждый день фестиваль организовывает «Shot-set» на какую-то тему, например, любовь, смерть и так далее. Зрители также могут посетить показы традиционной программы «Мастера», где представлены новые работы именитых режиссеров, мы знакомим с новинками большого авторского кинематографа. В прошлом году мы создали программу «Дикие ночи», после захода солнца на фестивале показывают какое-то нестандартное кино, призывающее зрителей посмеяться или испугаться, а чаще и то и другое вместе. В «Диких ночах» выстраиваемая жанровая тональность – триллеры, хорроры. Есть очень интересная программа «Русский след», которая исследует, как повлияла русская культура на иностранные фильмы, боливийские, например. Классический пример фильма, который мог быть в «Русском следе», но попал, правда, в основной конкурс и стал в нём победителем – картина «Три брата», режиссера Франсиско Папарелья, чилийско-аргентинская картина, которую снимали, вдохновляясь «Братьями Карамазовыми» Достоевского. Существует интересная программа «Арткор» нашей коллеги Нины Кочеляевой, которая ищет фильмы, где источником сюжетной интриги или вдохновения является какое-либо искусство. Моя любимая программа, которую мы точно будем продолжать - «Блокбастеры народов мира». Там показывают фильмы, которые «бьют» Голливуд у себя на родине. Это блокбастеры из Индии, из Малайзии, из Филиппин. Интересно узнать, на какой фильм ломится весь Пакистан, по какому фильму сходит с ума весь Китай.

  • Вы как раз представляли фильм этой кинопрограммы в рамках вашего кинолектория.

Я представлял в рамках нашего лектория «Угрызения совести», это самый кассовый гонконгский фильм в истории китайского проката. Еще одна задача наших отборщиков - вести лекторий. Раньше на фестивалях была просто программа ретроспектив, когда просто показывают какое-нибудь старое кино, давая зрителям право самим решить, зачем им на это кино приходить. В какой-то момент мы поняли, что это так не работает и не должно работать, понимание это пришло от того что вообще сегодня из кино и особенно из кинотеатра уходит душа, человеческое. Это происходит в силу прогресса. Недалек тот день, когда это все будет подключаться к системе искусственного интеллекта, который будет давать советы, как починить кино. Это будет завтра, а послезавтра машина будет сама чинить и снимать кино без участия людей. Поэтому просто ставить людям старые фильмы неправильно, правильно встречаться со зрителями, говорить с ними, объяснять, что мы им сейчас поставим, а потом обсуждать это кино.

  • Перед показом фильма Вы сказали, что наступает эпоха постголливуда. Что это значит?

Это вовсе не означает, что заканчивается эпоха Голливуда. Это значит, что наступает эпоха, где Голливуд будет играть лидирующую роль в мире, но это лидерство уже не будет безальтернативным. В мире появляются еще несколько Голливудов: Нолливуд, Болливуд, кино Китая, Бангладеша, Ирана, России. Россию отключили от Голливуда как от розетки, когда она очень о себе в кино громко заявляла. Это самый киноходящий рынок Европы, ни в одной стране так много не ходили в кино, как в России. Мы производили очень много привлекательного для мировой аудитории продукта. Но мы пользовались глобальными сетями сбыта Голливуда. И так получилось, когда Голливуд ушел из России, а он ушел не полностью, мы всё же лишаемся доступа к каналам сбыта, которыми мы привыкли пользоваться. Нам придется перенастраивать свой сбыт, прикармливать аудиторию других крупных рынков, которые весят удельно больше, чем рынок, который был доступен прежде. Платежеспособность может быть меньше, но это все равно компенсируется гигантским объемом населения и большим потенциалом роста экономик. Западные экономики могут стагнировать и если расти, то потихонечку. Экономики стран Евразии будут расти стремительно. Мир будет многоцентричным, в нем будет много центров притяжения и объектов изучения для зрителя и критика. Это будет более многообразный мир
Мир постголливуда - это мир, где мы с вами, пытливые люди со вкусом, которые любят кино и много его смотрели, увидим больше хороших фильмов. В этом новом удивительном мире будет оживляться конкуренция, ее будет больше, чем сегодня. Она будет интереснее, драматичнее. В этом мире мы будем чаще удивляться, делать много новых удивительных открытий. Я говорил на лектории, что у нигерийского блокбастера в титрах может быть опечатка в слове «режиссер». Но я считаю, что уже скоро нигерейское кино будет появляться на фестивалях, вы услышите о рождении новой нигерийской волны.

  • Что важнее в кино: душа или качество?

Душа и качество неразделимы. Но, конечно, многое зависит от качества. Искушенному зрителю российскому будет сложно смотреть слабо сделанный, но душевный китайский фантастический фильм. Он скорее посмотрит отечественный блокбастер. Но на фестивале мы всегда ищем идеальный баланс сочетания качества и душевности. Зритель обычно идет за рекламой, так природой устроено — то, что часто повторяется, воспринимается как что-то сильное и привлекательное. Повторяется только то, что может лучше выживать, и мы инстинктивно отзываемся на это. Если о каком-то фильме много говорят, значит, люди идут на него и бурно реагируют. Если наши китайские и индийские партнеры будут вкладываться в продвижение их фильмов в России, то сборы будут расти. Это начало происходить даже до 2022 года. Если будут вложены деньги в продвижение в России, мы начнем быстро узнавать китайских звезд. Китай – гигантская страна. А мы кроме Джеки Чана оттуда никого не знаем. Это несправедливо. Зритель достаточно консервативен.

  • Сейчас острая нехватка сценаристов. Как вы думаете, эта проблема решится в будущем?

Сценарный голод в кинематографе — это болезнь роста аппетитов аудитории, появление новых платформ, увеличения времени, которое человек проводит наедине с контентом — все это создает колоссальный сценарный голод. В каких-то странах это приводит к тому, что сценарный цех просит повысить ценник. Если им отвечают «нет», тогда они начинают бастовать. Сценарная забастовка, которая опять грянула в Голливуде, может длиться долго, может влиять на большое количество вещей и даже быть заметной для зрителя. Выражаться это может в пролонгации в работе над фильмами или сериалами. Преодолеть дефицит, который есть у нас, можно только путем подготовки новых кадров. Сейчас в нашей стране государство дает для этого новые возможности. Если ты получил образование в области драматургии, то ты можешь подать свой проект в программу «Автор» от Фонда Кино, тебе дадут возможность разрабатывать сценарий, будут платить за эту работу и вести её редакторски.Права на сценарий останутся у тебя. В будущем, которое наступает, важнее умение овладеть мастерством, чем уже само владение. В золотую эру советского кино туда шли взрослые зрелые люди, они писали сценарии. Нет ничего плохого в том, что сейчас этим занимаются молодые, но важно, чтобы профессия была гибкой и впускала в себя людей с разными пластами жизненного опыта. Чем больше людей будет обладать навыками, тем больше конкуренция, тем лучше кино.

Мой совет такой: в обучение сценарному мастерству точно стоит инвестировать свое время и деньги, если у вас это есть, потому что сейчас на услуги сценариста спрос падать не будет. Дешеветь это не будет. Будет сложно выбиться в элиту из-за конкуренции, но спрос будет. Лет десять-пятнадцать у сценаристов есть возможность проявить себя, пока не случится кризис предложения.

  • Как отсутствие Голливуда может повлиять на развитие русского кино?

Голливуд давал примерно семьдесят процентов выручки российских кинотеатров. Если у тебя забирают семьдесят процентов, ты должен упасть и не вставать уже никогда. Наш рынок просел, но выжил и продолжает жить без продукции студий-мейджоров из Голливуда. Я думаю, что это приведет к росту качества наших фильмов. У нас есть свои платформы, свои студии, свое производство — мы на нём едем. Но только повышая качество, мы сможем стать самостоятельной киноэкономикой. Однажды я спросил Люка Бессона, что нам в себе нужно изменить, чтобы нас лучше покупали. Он ответил, что нужно не менять ничего. Я начал вдумываться и понял, что иногда стоять на своём сложнее, чем лететь по ветру. Между прочим, ветряная мельница мелет именно поэтому. Оставайтесь собой, работая энергично и вы будете интересными, к вам протопчут свои тропки «покупатели». В творчестве хорошо вдохновляться чем-то, что-то присваивать, «подворовывать», если ты делаешь это будучи влюбленным и делаешь это не ради наживы, а ради искусства. Но при этом нужно оставаться собой, только в этом случае ты интересен.


Блокбастеры народов мира

Московский фестиваль заявлен как международный, следовательно, на многих мероприятиях делается акцент на фильмы зарубежного производства. Сейчас все чаще и чаще на экранах кинотеатров зрители видят кино из африканских и азиатских стран. Лекция Ивана Кудрявцева была посвящена тому, как на мировом рынке, где долгое время ведущую роль играл западный кинематограф, усиливается конкуренция, где неожиданно сильным игроком стало китайское кинопроизводство. В последние годы Китай активно развивает свой потенциал в сфере киноискусства, что напрямую связано с задачей обеспечить большое население страны достаточно интересным и занимательным досугом. На фестивале нам удалось посмотреть несколько картин, снятых китайскими коллегами, и, пусть азиатский кинематограф давно перестал казаться европейским зрителям чем-то из ряда вон выходящим, знакомство с творчеством китайского рынка нам было в новинку. Стоит отметить, что кино в Китае давно вышло на новый уровень: если раньше несколько наивные фильмы, доходившие до российского проката (вспомним того же Джеки Чана и его знаменитую борьбу), вызывали улыбку у среднестатистических зрителей, то теперь страна может похвастаться вполне качественными блокбастерами и драмами, не уступающими по качеству съемки коллегам из Голливуда.
Источник: официальный сайт ММКФ
Первый фильм китайского производства, который нам довелось увидеть - драма Джека Иня «Угрызения совести». Сюжет фильма довольно запутан, но, тем не менее, будет интересен даже тем, кто не очень любит детективные истории. Адвокат Адриан Лам по собственной невнимательности и безответственности невольно становится причиной того, что невиновную модель Джолин Цан приговаривают к долгому тюремному заключению. Женщина сломлена: ее дочь погибла в странных обстоятельствах, а вину за смерть малышки, за неимением веских опровержений, возложили на мать. Весь фильм посвящен распутыванию сложного дела. Адвокат, мучимый совестью, пытается сделать все, чтобы исправить свою профессиональную ошибку и восстановить справедливость. Главной преградой для него становится богатство и влиятельность виновных в убийстве. С первого взгляда картина покажется зрителю обыкновенной детективной историей (подобные снимают и западные корпорации), но неповторимая атмосфера Гонконга, уникальная интерпретация проблемы неравенства и социальной несправедливости, остро стоящей перед обществом Китая, определенный антураж восточных традиций, накладывающий отпечаток даже на универсальную для всего мира судебную систему - все это делает драму привлекательной для неискушенного зрителя, готового узнавать новое о мировом киноискусстве. Китайский кинематограф новичку покажется на удивление прямым и даже местами жестким. Основным акцентом в нем стало внимание к социальной среде, судьбе людей, живущих в крайне противоречивом обществе, сильно меняющимся под влиянием веяний глобализации (один из отрицательных героев фильма – недобросовестный юрист европейского происхождения). Фильм Джека Иня можно обозначить как дидактический, его герой проходит путь духовного становления. Кстати, зрителям предложили посмотреть фильм в оригинале (показ сопровождался проекцией субтитров на английском и русском языках), что позволяет лучше оценить характер игры актеров и атмосферу фильма в целом.
Цель программы «Блокбастеры народов мира» - «дать фестивальной аудитории представление о том, какие «коммерческие», то есть тяготеющие к популярным жанровым темам и формам, фильмы производят кинематографисты и ценят зрители стран, зачастую считающихся у нас экзотическими».
Картина «Угрызения совести» была представлена в рамках программы «Блокбастеры народов мира». Как утверждают организаторы фестиваля на сайте ММКФ, цель этого проекта - «дать фестивальной аудитории представление о том, какие «коммерческие», то есть тяготеющие к популярным жанровым темам и формам, фильмы производят кинематографисты и ценят зрители стран, зачастую считающихся у нас экзотическими». Это одна из самых интересных программ фестиваля, открывающая новые горизонты сотрудничества.

Источник: Кинопоиск

Трудный возраст

Турецко-испанско-болгарская драма режиссера Чийдема Сезгина на фестивале была представлена в программе “Трудный возраст”. Начиная с этого года, в разделе представлены фильмы не только о нежном подростковом возрасте, но и о возрасте преклонном - о его особых трудностях и кризисах. Именно об этом и картина Сезгина «Суна». Главная героиня уже немолода, но только сейчас получила шанс вырваться из нищеты и обрести хотя бы жилье в глубинке Турции. Для этого ей пришлось выйти замуж за семидесятилетнего мужчину, живущего в одиночестве в небольшой деревне. На любовь в этом браке нет и намека. Наличие крыши над головой помогло Суне закрыть базовые потребности, но счастья в ее жизни все еще нет.

На 45-й ММКФ было отобрано много ярких картин Азии (мы уже писали выше о кинематографе Китая), с целью показать зрителю, привыкшему видеть в фильмах европейский стиль жизни, больше ранее неизведанных особенностей существования в мире с абсолютно другими традициями, проблемами, нравами. В фильме отражен не только турецкий менталитет, но и судьба женщины, жизнь которой напрямую зависит от мужчины. Эти аспекты объединились в фильме Сезгина в довольно трагичную картину - авторитарная обстановка в семье, обусловленная религией и традициями, потихоньку разрушает психику немолодой женщины, которая даже в попытках найти радость вне дома обзаводится новыми страданиями. Картина тяжелая не только из-за сюжета, но и визуальной составляющей - серые цвета на улице и еще более темные в доме символизируют депрессивный настрой главной героини. Фильм стоит посмотреть, чтобы увидеть, насколько разными могут быть человеческие судьбы: возраст на рубеже пятидесяти лет действительно трудный, даже в достатке и любви, но что делать, если нет ни того, ни другого?

Источник: официальный сайт ММКФ

Вокруг света за 8 дней


Еще одной страной-участницей фестиваля стал Таиланд. «Поклонение» — документальный фильм локального режиссера Урупонга Раксасада о влиянии буддизма на жизнь тайцев, их мировоззрение и отношения. При анализе невозможно не согласиться с аннотацией: авторы считают картину «честным антропологическим портретом Таиланда».

Но сначала немного культуры. Тайский буддизм основан на законе кармы. Все, что с вами происходит — последствия прошлых действий. Тело человека — переходящая форма, реинкарнация существует. Будда — Учитель, наставляющий нацию. Смысл жизни буддиста — нирвана, то есть достижение блаженства без всяких желаний.

В картине показан несколько фанатичный образ Будды, он скорее божество, ради которого можно воткнуть себе в рот ножи или пожертвовать всем имуществом (такие кадры тоже есть в фильме), чем Учитель, указывающий правильный путь жизни.Некоторое безумие тайцев также связано с материальным миром. От представителей духовенства постоянно звучит мантра о благосостоянии и уже подъезжающей «фуре с деньгами». К ней добавляются прошения о здоровье своем и близких. Все это больше похоже на отчаяние нации относительно ее настоящего, чем на радость и уверенность в покровительстве Учителя.
Это руральное, интересное, хорошо снятое кино to broaden your mind. Как ни странно, главный герой фильма не Будда. Это — тайцы. Нация, которая верит. Нация, которая живет верой. Нация, которая не изменяет вере.
Яркость, качество, аутентичность – все это причины для просмотра «Поклонения».



Источник: официальный сайт ММКФ

Конкурс короткометражного кино

В первой волне короткого метра были представлены абсолютно разные по своей атмосфере и смысловому содержанию кинокартины. На самом деле, такой формат воспринимать достаточно сложно: каждый фильм заслуживает отдельного внимания и осмысления. Когда абсолютно разное по эстетической и смысловой составляющей кино показывают подряд без пауз, сложно проанализировать его на достаточно глубоком уровне. Тем не менее, такие мероприятия позволяют открыть новые имена в сфере киноискусства. В течение сеанса зрителями было просмотрено несколько фильмов из разных стран: это и Германия, и Франция, и Китай, и Бразилия, и Россия. Некоторые из создателей, несмотря на санкционные ограничения, посетили фестиваль и представили свои творения лично.

Один из них - короткометражная картина «Эльза», сюжет которой основан на истории одного дня из жизни
двенадцатилетней девочки. Эльза, витая в фантазиях, прячется в них от одиночества и травмирующей реальности. Режиссер Жан-Марк Гилье всего в 18 минутах киноэкранного времени сумел воплотить очень трогательный и эмоциональный рассказ о непростом взрослении. О фильме можно сказать, что это настоящее французское кино, снятое по лучшим традициям этой страны. Яркие цвета, использованные режиссером, резко контрастируют с той печальной действительностью, что воплощена в сюжете. Семья девочки крайне далека от ее интересов и воспитания в целом, каждый из ближайших родственников отвернулся от Эльзы в силу своих неразрешенных проблем. Но юное сердце девочки все еще желает танцев под аккомпанемент родителей-музыкантов.

Подростку, надевшему нелепые тяжелые туфли на высоком каблуке (в этом явно выражается попытка приблизиться к холодной и недоступной старшей сестре), нравится снова и снова идти по тонкой грани рельсов, падая, продолжать свой метафоричный путь к счастью. А оно в свою очередь заключается в безграничной любви и ласке семьи.

Последний кадр – летающий в небе воздушный змей, пожалуй, один из самых ярких символов, задействованных в фильме. Яркое, красочное полотно на фоне ясного голубого неба словно воплощает надежду юной Эльзы на лучшее.
Источник: официальный сайт ММКФ
В кинокартине «Сборник экстремально коротких историй» бразильского режиссера Педро Фрага Вилласа,
видится оммаж творчеству Уэса Андерсона. Речь идет о построении кадра, общей эстетике содержания, а также цветокоррекции. Фильм является воплощением кратких историй, состоящих из одной фразы. Напоминает анекдот «Хемингуэй однажды поспорил, что напишет самый короткий рассказ, способный довести до слез
любого». Но тут, вопреки ожиданиям, каждый эпизод вызывает смех. Автор картины очень ироничен, и его юмор работает не только за счет фраз, но и визуальной составляющей.
Также стоит отметить фильм «Раймус» немецкого режиссера Магдалены Якоб. Это тридцатиминутное
путешествие по трактирам и продуктовым лавкам Баварии в поисках утраченного
бабушкиного рецепта, снятое на домашнюю камеру, будто переносит тебя в детские
воспоминания. Сложно даже назвать эту видеозапись полноценным фильмом,
корректнее обозначить ее как часть семейного видеоархива. Бавария в «Раймусе»
предстает туманным воспоминанием о путешествии, сказочным миром, в котором
живут удивительные в своем культурном своеобразии люди. Они любят загадочный раймус
и вполне успешно хранят секрет его изготовления в памяти без всяких поваренных книг.
После просмотра сложно не полюбить рецепт и самому зрителю.
Вторая волна короткого метра включала в себя необычные картины из разных уголков Европы, преимущественно из испаноязычной ее части.
Источник: официальный сайт ММКФ
«Ночь обезьяны» - черно-белая, но при этом эмоционально яркая картина, безысходная и вдохновляющая одновременно, это фильм-фантасмагория. Время играет здесь главную роль, оно насмехается над жителями деревни, пока стрелки часов стоят на месте. Герой картины - мечтатель, который будто и не находится большую часть времени в реальном мире, но все равно надеется показать его жителям красоту своих фантазий. Сложно сказать, о чем фильм на самом деле, не углубившись в оригинал - рассказ французского писателя Теофиля Готье “Не верьте часам”, часть его очерка “Клуб гашишистов”. Это история о реальном парижском литературно-художественном салоне 1840-х годов. Он был организован по инициативе психиатра Жака Жозефа Моро де Тура, проводившего опыты по воздействию упомянутого наркотика на психику. Финальная сцена картины как раз экранизирует рассказ, где герои под действием запрещенных веществ заметили полную остановку времени. Поскольку персонажи находились в состоянии измененного сознания (хотя это в фильме и не показано), поверить в увиденное сложно. Но картина все равно завораживающая, особенно в антураже глухой деревни Франции, где ничего не меняется изо дня в день и время будто правда застыло на стрелках часов в баре.

Более воодушевляющая картина, привезенная ММКФ из Испании - «Суши». История о взаимосвязи поколений и о том, как важен честный и искренний разговор с родителями и забота о своей собственной семье. Отец с сыном встречаются буквально на одну ночь - первый пробует суши, а второй собирается исповедоваться о том, что на самом деле чувствует и попросить совета, поскольку сам скоро станет отцом. Фильм снят в неоновых цветах, в ночном суши-баре почти нет посетителей, а в караоке играют песни, знакомые и отцу, и сыну. Здесь раскрывается темная сторона родительства, то, как травмы всю жизнь остаются в сердце и непреднамеренно передаются по наследству, то, как с ними справиться и не допустить этого с собственными детьми. История не заканчивается хорошо - после эмоционального и честного диалога с отцом главный герой возвращается домой к жене, которая ждет ребенка, хочет поговорить и с ней, но не получает ответной реакции. Тем не менее, картина оставляет приятное послевкусие, поскольку персонаж в финале будто даже не сильно расстроен, в его сердце теплится надежда на хорошее будущее. По крайней мере, нам так показалось.

Тема семьи, родства и любви к ближнему раскрывается напрямую в последней картине второй волны короткого метра - «Нежный гул весны». Это история о светлом одиночестве, о чистоте мыслей во время нахождения наедине с собой, о взаимодействии с животными и заботе о них. Фильм канадский, а его режиссер Саймон Гарез (он же единственный, помимо пчел, актер) сам приехал на ММКФ, чтобы представить свое творение и ответить на вопросы зрителей после просмотра. Он рассказал, что картина автобиографична, а десятиминутная история о жизни мужчины в одиночестве в загородном доме с пасекой - его собственная. Семья режиссера много лет занимается пчеловодством, к чему приучила и его, поэтому во время карантина 2020-го года он поехал в дом, где вырос, там же снял этот короткий метр о своей любви к пчелам. Фильм совсем не длинный и в нем нет слов, но, вероятно, благодаря этому в нем чувствуется спокойствие, умиротворение, побуждающее искреннее желание заботиться о братьях наших меньших.


Церемония закрытия

Церемония закрытия фестиваля традиционно проходила в театре "Россия". Нашим репортерам удалось попасть на ковровую дорожку. Здесь собрались десятки профессиональных журналистов, фотографов и операторов. Вспышки, фотозона, селебрити и иностранные режиссеры - вот воплощение глянцевой стороны Московского международного кинофестиваля. Большая лестница театра мюзикла, нервные разговоры корреспондентов перед прямым включением, рассуждения фотографов о выгодных ракурсах для съемки и самое заветное – выход известных актеров, режиссеров, моделей и ведущих. Нашим репортерам удалось побеседовать к актерами сериала «Трудные подростки» (его мы упоминали в нашем подкасте «30-летние подростки») Владимиром Горцуновым и Святославом Рогожаном. Оба актера сказали, что ждут от вечера хорошей атмосферы и разрешения интриги – кто же станет обладателем главного приза – «Золотого Святого Георгия». К сожалению, остаться до конца и пройти на официальную церемонию закрытия нам не удалось: наша аккредитация не предполагала присутствие на таком серьезном мероприятии. Надеемся, в следующем году нам повезет больше!

А вот и наш фото и видео репортаж с красной дорожки.
Наши авторы
  • Ирина Фирсова
    Автор, редактор
  • Софья Будаева
    Автор
  • Варвара Кочеткова
    Автор
  • Дана Горячева
    Автор
  • Иван Хлобышев
    Видеограф, автор
Made on
Tilda