- Расскажите, пожалуйста, какова ваша роль в рамках кинофестиваля?
На ММКФ я возглавляю отборочную комиссию, которая состоит из почти двух десятков человек, и наша задача – формировать все программы этого смотра. Их больше двадцати. Программ больше чем нас.
- Какие программы есть на фестивале?
Фильмы основного конкурса, программа «Русские премьеры», конкурс неигрового кино, конкурс короткометражного кино. Безусловно, есть множество внеконкурсных программ в разделах игрового и документального кино. В короткометражном кино есть внеконкурсная программа, она называется «Shot-set». Ты как в баре смотришь фильмы «шотами». Каждый день фестиваль организовывает «Shot-set» на какую-то тему, например, любовь, смерть и так далее. Зрители также могут посетить показы традиционной программы «Мастера», где представлены новые работы именитых режиссеров, мы знакомим с новинками большого авторского кинематографа. В прошлом году мы создали программу «Дикие ночи», после захода солнца на фестивале показывают какое-то нестандартное кино, призывающее зрителей посмеяться или испугаться, а чаще и то и другое вместе. В «Диких ночах» выстраиваемая жанровая тональность – триллеры, хорроры. Есть очень интересная программа «Русский след», которая исследует, как повлияла русская культура на иностранные фильмы, боливийские, например. Классический пример фильма, который мог быть в «Русском следе», но попал, правда, в основной конкурс и стал в нём победителем – картина «Три брата», режиссера Франсиско Папарелья, чилийско-аргентинская картина, которую снимали, вдохновляясь «Братьями Карамазовыми» Достоевского. Существует интересная программа «Арткор» нашей коллеги Нины Кочеляевой, которая ищет фильмы, где источником сюжетной интриги или вдохновения является какое-либо искусство. Моя любимая программа, которую мы точно будем продолжать - «Блокбастеры народов мира». Там показывают фильмы, которые «бьют» Голливуд у себя на родине. Это блокбастеры из Индии, из Малайзии, из Филиппин. Интересно узнать, на какой фильм ломится весь Пакистан, по какому фильму сходит с ума весь Китай.
- Вы как раз представляли фильм этой кинопрограммы в рамках вашего кинолектория.
Я представлял в рамках нашего лектория «Угрызения совести», это самый кассовый гонконгский фильм в истории китайского проката. Еще одна задача наших отборщиков - вести лекторий. Раньше на фестивалях была просто программа ретроспектив, когда просто показывают какое-нибудь старое кино, давая зрителям право самим решить, зачем им на это кино приходить. В какой-то момент мы поняли, что это так не работает и не должно работать, понимание это пришло от того что вообще сегодня из кино и особенно из кинотеатра уходит душа, человеческое. Это происходит в силу прогресса. Недалек тот день, когда это все будет подключаться к системе искусственного интеллекта, который будет давать советы, как починить кино. Это будет завтра, а послезавтра машина будет сама чинить и снимать кино без участия людей. Поэтому просто ставить людям старые фильмы неправильно, правильно встречаться со зрителями, говорить с ними, объяснять, что мы им сейчас поставим, а потом обсуждать это кино.
- Перед показом фильма Вы сказали, что наступает эпоха постголливуда. Что это значит?
Это вовсе не означает, что заканчивается эпоха Голливуда. Это значит, что наступает эпоха, где Голливуд будет играть лидирующую роль в мире, но это лидерство уже не будет безальтернативным. В мире появляются еще несколько Голливудов: Нолливуд, Болливуд, кино Китая, Бангладеша, Ирана, России. Россию отключили от Голливуда как от розетки, когда она очень о себе в кино громко заявляла. Это самый киноходящий рынок Европы, ни в одной стране так много не ходили в кино, как в России. Мы производили очень много привлекательного для мировой аудитории продукта. Но мы пользовались глобальными сетями сбыта Голливуда. И так получилось, когда Голливуд ушел из России, а он ушел не полностью, мы всё же лишаемся доступа к каналам сбыта, которыми мы привыкли пользоваться. Нам придется перенастраивать свой сбыт, прикармливать аудиторию других крупных рынков, которые весят удельно больше, чем рынок, который был доступен прежде. Платежеспособность может быть меньше, но это все равно компенсируется гигантским объемом населения и большим потенциалом роста экономик. Западные экономики могут стагнировать и если расти, то потихонечку. Экономики стран Евразии будут расти стремительно. Мир будет многоцентричным, в нем будет много центров притяжения и объектов изучения для зрителя и критика. Это будет более многообразный мир
Мир постголливуда - это мир, где мы с вами, пытливые люди со вкусом, которые любят кино и много его смотрели, увидим больше хороших фильмов. В этом новом удивительном мире будет оживляться конкуренция, ее будет больше, чем сегодня. Она будет интереснее, драматичнее. В этом мире мы будем чаще удивляться, делать много новых удивительных открытий. Я говорил на лектории, что у нигерийского блокбастера в титрах может быть опечатка в слове «режиссер». Но я считаю, что уже скоро нигерейское кино будет появляться на фестивалях, вы услышите о рождении новой нигерийской волны.
- Что важнее в кино: душа или качество?
Душа и качество неразделимы. Но, конечно, многое зависит от качества. Искушенному зрителю российскому будет сложно смотреть слабо сделанный, но душевный китайский фантастический фильм. Он скорее посмотрит отечественный блокбастер. Но на фестивале мы всегда ищем идеальный баланс сочетания качества и душевности. Зритель обычно идет за рекламой, так природой устроено — то, что часто повторяется, воспринимается как что-то сильное и привлекательное. Повторяется только то, что может лучше выживать, и мы инстинктивно отзываемся на это. Если о каком-то фильме много говорят, значит, люди идут на него и бурно реагируют. Если наши китайские и индийские партнеры будут вкладываться в продвижение их фильмов в России, то сборы будут расти. Это начало происходить даже до 2022 года. Если будут вложены деньги в продвижение в России, мы начнем быстро узнавать китайских звезд. Китай – гигантская страна. А мы кроме Джеки Чана оттуда никого не знаем. Это несправедливо. Зритель достаточно консервативен.
- Сейчас острая нехватка сценаристов. Как вы думаете, эта проблема решится в будущем?
Сценарный голод в кинематографе — это болезнь роста аппетитов аудитории, появление новых платформ, увеличения времени, которое человек проводит наедине с контентом — все это создает колоссальный сценарный голод. В каких-то странах это приводит к тому, что сценарный цех просит повысить ценник. Если им отвечают «нет», тогда они начинают бастовать. Сценарная забастовка, которая опять грянула в Голливуде, может длиться долго, может влиять на большое количество вещей и даже быть заметной для зрителя. Выражаться это может в пролонгации в работе над фильмами или сериалами. Преодолеть дефицит, который есть у нас, можно только путем подготовки новых кадров. Сейчас в нашей стране государство дает для этого новые возможности. Если ты получил образование в области драматургии, то ты можешь подать свой проект в программу «Автор» от Фонда Кино, тебе дадут возможность разрабатывать сценарий, будут платить за эту работу и вести её редакторски.Права на сценарий останутся у тебя. В будущем, которое наступает, важнее умение овладеть мастерством, чем уже само владение. В золотую эру советского кино туда шли взрослые зрелые люди, они писали сценарии. Нет ничего плохого в том, что сейчас этим занимаются молодые, но важно, чтобы профессия была гибкой и впускала в себя людей с разными пластами жизненного опыта. Чем больше людей будет обладать навыками, тем больше конкуренция, тем лучше кино.
Мой совет такой: в обучение сценарному мастерству точно стоит инвестировать свое время и деньги, если у вас это есть, потому что сейчас на услуги сценариста спрос падать не будет. Дешеветь это не будет. Будет сложно выбиться в элиту из-за конкуренции, но спрос будет. Лет десять-пятнадцать у сценаристов есть возможность проявить себя, пока не случится кризис предложения.
- Как отсутствие Голливуда может повлиять на развитие русского кино?
Голливуд давал примерно семьдесят процентов выручки российских кинотеатров. Если у тебя забирают семьдесят процентов, ты должен упасть и не вставать уже никогда. Наш рынок просел, но выжил и продолжает жить без продукции студий-мейджоров из Голливуда. Я думаю, что это приведет к росту качества наших фильмов. У нас есть свои платформы, свои студии, свое производство — мы на нём едем. Но только повышая качество, мы сможем стать самостоятельной киноэкономикой. Однажды я спросил Люка Бессона, что нам в себе нужно изменить, чтобы нас лучше покупали. Он ответил, что нужно не менять ничего. Я начал вдумываться и понял, что иногда стоять на своём сложнее, чем лететь по ветру. Между прочим, ветряная мельница мелет именно поэтому. Оставайтесь собой, работая энергично и вы будете интересными, к вам протопчут свои тропки «покупатели». В творчестве хорошо вдохновляться чем-то, что-то присваивать, «подворовывать», если ты делаешь это будучи влюбленным и делаешь это не ради наживы, а ради искусства. Но при этом нужно оставаться собой, только в этом случае ты интересен.